Д. Белл и концепция постиндустриального общества.

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Д. Белл и концепция постиндустриального общества.

    Министерство образования и науки РФ

    Саратовский государственный университет

    имени Н.Г. Чернышевского

    Кафедра теории, методологии

    и истории социологии

    Д. Белл и концепция постиндустриального общества.

    Реферат для сдачи кандидатского экзамена

    «История и философия науки»

    Выполнил аспирант

    Вяселев Р. Р.

    Саратов, 2012

    Введение 3

    ГлаваI. Предпосылки становления

    и основные концепции постиндустриального общества 4

    §1.Теория постиндустриального общества как необходимое звено

    современной цивилизационной концепции философии истории 4

    §2. Основные концепции постиндустриального общества 8

    Глава II. Основы постиндустриального общества

    и его амбивалентные последствия 22

    §1.Постиндустриальная цивилизация как информационная,

    биогенная и глобальная цивилизация 22

    §2.Основные антропологические, культурные

    и социальные последствия постиндустриального общества 31

    Заключение 38

    Список литературы 39

    Введение.

    Концепция постиндустриального общества является одной из самых наиболее распространенных и разработанных концепций

    современной западной философской мысли. Данная концепция не является чисто философской, так как во многом опирается на статистические данные социологии, психологии, а так же на

    последние достижения в области естественных наук и техники. Занимая пограничное положение между всеми этими дисциплинами, концепция охватывает практически все области человеческой

    жизни, начиная от социально политических проблем и заканчивая изменениями в области культуры, нравственности, а так же изменения, произошедшие в сознании отдельного индивида, как

    результат воздействия на него изменяющейся среды.

    Необходимо сразу пояснить, что данная концепция является практически полностью ориентированной на западное развитие. Все

    без исключения исследователи данного направления придерживаются мнения о том, что лишь только «цивилизованный мир», то есть мир, включающий в себя страны полностью прошедшие и

    закончившие индустриальное развитие, способен стать частью того глобального мира, который называется постиндустриальным. Страны, находящиеся на этапе аграрного развития не могут стать

    постиндустриальными, не выработав у себя индустриальной базы. Говоря более конкретно, государства, способные к шагу в будущее, это почти все государства Северной Америки, Европы и

    Япония.

    Концепция постиндустриального общества имеет свое вполне практическое применение. Существуя в рамках футурологии, она

    очерчивает основные контуры развития общества, показывая как положительные черты данного процесса, так и отрицательные. О практической восстребованности данной концепции можно судить

    по тому, что многие авторы, посвятившие свои работы данной проблеме, работали и работают в качестве советников по экономическим, экологическим и социальным вопросам в администрациях

    многих стран. По словам Э. Гидденса, одного из идеологов данного направления, «футурология – построение таблиц возможных /вероятных/ достижимых версий будущего – становится более

    важной, чем летопись прошлого»1.

    Итак, что же такое постиндустриальное, или как его еще принято называть, информационное общество. Как понятно из самого

    названия, это некое общество, которое придет на смену индустриальному обществу, которое, в свою очередь некогда сменило общество аграрное. Смена одного общества или цивилизации другой

    является одним из ключевых моментом теории постиндустриального общества. Поэтому я считаю нужным подробно остановиться на этом.

    ГлаваПредпосылки становления и основные концепции

    постиндустриального общества.

    §1. Теория постиндустриального общества как необходимое звено современной

    цивилизационной концепции философии истории.

    В современной западной историософии наиболее распространенным считается деление всей человеческой истории на три общества:

    аграрное, индустриальное и постиндустриальное или информационное. Собственно говоря, после упадка марксистской философии, делившей историю всего человечества на

    общественно-экономические формации, такой подход остался практически единственным и не имеет на данный момент весомых альтернатив. Эти три эпохи принято так же называть цивилизациями,

    подчеркивая их самодостаточность и принципиальное отличие друг от друга.

    Итак, первой цивилизацией на пути развития человечества была цивилизация аграрная. История этой цивилизации насчитывает

    более пяти тысяч лет. Начавшись на самой заре человечества, она просуществовала в Европе вплоть до началавека. В качестве основы данной цивилизации можно выделить

    использование практически неизмененной природы, использование естественных источников энергии (энергия падающей воды, сила собственных мышц и сила животных). На этом этапе развития

    человечества для него были характерны такие основные черты как преклонение перед сверхъестественными силами и патриархальная семья.

    В наше время все чаще и чаще можно слышать об аграрной цивилизации как о времени, когда «человек жил в гармонии с

    природой», когда человек не был еще испорчен нравами массовой культуры, причем эти фразы иллюстрируются живописными словесными картинами чистой воды, зеленой травы и безоблачно

    голубого неба, с летающими в нем прекрасными птицами.

    Такое представление об аграрной цивилизации как об Эдеме принципиально неверно. Конечно, вода была намного чище, и небо

    было намного голубее, но человеку аграрной цивилизации приходилось куда более тяжело, нежели человеку цивилизации индустриальной. Каждый день был для него борьбой за выживание с

    природой, которая не щадя уничтожала целые племена. Даже тяжелая и напряженная работа на протяжении всего лета отнюдь не гарантировала человеку аграрной эпохи полную сохранность и

    безопасность зимой. В таких условиях постоянной неуверенности в завтрашнем дне, человек искал некой опоры извне, на которую он мог бы надеяться. Такой опорой стал для него бог.

    Начиная с времен Древнего Египта и Древней Греции и заканчивая эпохой позднего Средневековья, боги (или Бог единый) служили строгими, но справедливыми хранителями людей. Именно к ним

    обращались люди в сложные минуты своего существования как к своим заступникам и хранителям. И если человека, или то племя, к которому он принадлежал, постигало какое-то несчастье,

    будь то неурожай или эпидемия, то он, прежде всего, пытался молитвами и жертвоприношениями умилостивить прогневавшегося бога.

    В эпоху Средневековья религиозный догматизм достигает своего пика. Запретным становится все, что хоть как-то может

    подорвать высокий авторитет церкви и Священного Писания. Религиозность стала пронизывать абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности, от образования до производства. Фраза,

    которую повторяли практически все отцы церкви, натолкнувшись на те или иные сложности в понимании или трактовки Писания, «бог это вопрос веры, а не разума», на многие столетия

    предотвратила развитие науки, как учения, предлагавшего свой, зачастую противоречащий схоластическим догматам взгляд на вещи и миропорядок. Практически все попытки научных

    исследований в эпоху Средневековья заканчивались сжиганием чертеж...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены