Экологическая психология. Психологические основы экологического образования

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Экологическая психология. Психологические основы экологического образования

    Реферат по педагогической антропологии

    студентки III курса МГЛУ в/о факультета ГПН

    Яншиной Марии

    Экологическая психология.

    Психологические основы экологического образования

    Экологическая психология.

    Психологические основы экологического образования

    Экологическое образование в условиях экологического кризиса

    Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропо­центрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать

    экологическое сознание экоцентрического типа.

    Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать

    фактором общего формирования и развития личности.

    Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования.

    Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

    Предмет и задачи экологической психологии

    В настоящее время термин “экологическая психология” применяется в научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований: психологической

    экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные

    предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.

    Предметом

    исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

    Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается

    взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мир природы”.

    В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений,

    субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.

    Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и

    функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также

    задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

    Отношение к природе как предмет психологического исследования

    Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором,

    обусловливающим поведение.

    Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка:

    эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиаль­ность и сознательность.

    Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся

    показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

    Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический, субъектно-непраг­ма­ти­­чес­кий. В соответ­ствии со сферами проявления отношения выделяются четыре компонента

    интенсивности: перцептивно-аффек­тивный, когнитивный, практический и поступочный.

    На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.

    Проблема субъектного восприятия мира природы

    Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.

    В субъектном восприятии выделяются три аспекта:

    а) гносеологический — считается ли воспринимающим нечто в мире субъектом, б) установочный — относится ли воспринимающий к нему как к субъекту, и в) функциональный — открывается

    ли оно воспринимающему как субъект.

    При анализе гносеологического аспекта рассмат­ривается, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений.

    При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению

    мира ”субъектная установка”.

    При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли нечто в мире по отношению к воспри­нимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они

    воспринимающим.

    Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект: а) обеспечивать

    воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосред­ствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в

    качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.

    пецифика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации,

    антропоморфизации, персонификации и субъектификации.

    Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация. Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически

    субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

    Механизмы формирования субъективного отношения к природе

    Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный — в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработки получаемой информации,

    практический — в процессе непосредственного практического взаимо­действия.

    Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры.

    психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направ-ление и характер формирования субъективного отношения к

    нему.

    В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).

    Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических рели­зе­­­­­ров является эмоциональный тон ощущений.

    Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка.

    Результатом действия механизмов перцептивного канала являет...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены