Русский речевой этикет

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Русский речевой этикет

    Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

    Предмет:

    Культура речи и техника постановки голоса

    Вид работы:

    реферат

    Тема работы:

    Русский речевой этикет

    Выполнил:

    Студент группы ПР-33 Запольский А.Э.

    Проверил:

    Окунев А.С.

    Москва, 2002 г.

    Содержание

    ЧАСТЬ

    : Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его формирование

    1.1 История возникновения речевого этикета………………………..…………… 3-4

    1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование.…………………………………………………………………………………...………… 4-6

    ЧАСТЬ

    : Правила и нормы речевого этикета, основные группы

    2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие……………………………………………………………………………………………….….. 6-8

    2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания ……………………………………………………….….…. 8-13

    2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты ……………………………………………………….……. 13-14

    2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении по средством телефона…………………..…………………………………………….………….…….14-15

    2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах.…..15-17

    ЧАСТЬ

    : Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны (от автора)…………………………………………………………………….17-18

    ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………….19

    ЧАСТЬ

    : Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его формирование

    1.1 История возникновения речевого этикета

    Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и

    управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной

    стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных

    социальных групп, слоёв, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов иерархической системы власти в обязательном порядке требует инструментария,

    который будет сопровождать общение представителей разных слоёв и групп, различающихся по вышеуказанным

    определениям. Вот как описывает

    В.Е. Гольдин в книге

    «Речь и этикет» пир при дворе монгольского хана Хубилая (по свидетельству Марко Поло): «На пиру великий хан за столом сидит вот как: его стол много выше других

    столов; садится он на северной стороне, лицом на юг; с левой стороны возле него сидит старшая жена, а по правую руку, много ниже, сыновья, племянники и родичи императорского

    роду; а головы их приходятся у ног великого хана; а прочие князья садятся за другие столы, еще ниже. Жены рассаживаются точно так же. Жены сыновей великого хана, его

    племянников и родичей - с левой стороны, пониже, а за ними, еще ниже, садятся жены баронов и рыцарей. Всякий знает свое место, где он должен сидеть по порядку, установленному

    великим ханом...».

    Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько

    явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента

    огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и

    правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е.

    этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью

    моральных правил, изучаемых наукой этикой

    «Словарь по этике»

    определяет это понятие так: «Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение

    с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора

    Людовика Х

    . А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек

    обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Вот здесь и проявляется та тенденция к систематизации норм и правил, о которой выше. Этикетки при дворе

    французского короля были одним из первых документов, институционализировавших речевой этикет систему норм и правил межличностного общения.

    Э.В. Арова в книге

    «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет. Как видим, во

    всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о

    речевом этикете.

    1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование

    Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.

    В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том

    числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера,

    соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по

    правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь

    общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди.

    В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай

    младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и т.п.

    Л.А. Введенская в своей книге

    "Русский язык и культура речи" даёт следующее определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо

    деятельности". Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо

    класса, общественной или профессиональной группы.

    Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при

    этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - неж...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены