Роды и виды ораторского искусства

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Роды и виды ораторского искусства

    Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

    САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра социологии и политологии

    Р Е Ф Е Р А Т

    Роды и виды ораторского искусства

    Студент

    -ИЭ-8

    Альперт Владимир

    Научный руководитель

    Филиппова Т

    С а м а р а

    1997

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Стр.

    TOC \o "1-3"

    1. ^I~N'I^I^A'I^UA ^I~N^I'AA'I'I^I~N`O`E ^ED`A~N'I^IDAx`Ess

    ...........................................................

    GOTOBUTTON _Toc407357183

    PAGEREF _Toc407357183 3

    2. D`A'I'I`EA ^E"E`A~N~N`E^O`E^E`A"O`E`E ^ED`A~N'I^IDAx`Ess

    ..................................................

    GOTOBUTTON _Toc407357184

    PAGEREF _Toc407357184 10

    3. ~N^I^ADA`IA'I'I`Ass ^E"E`A~N~N`E^O`E^E`A"O`Ess ^ED`A~N'I^IDAx`Ess

    .........................................

    GOTOBUTTON _Toc407357185

    PAGEREF _Toc407357185 15

    3.1. ~N^i"o`e`a"e"u'i^i-"i^i"e`e`o`e:a~n^e^ia ^ed`a~n'i^ida:`ea.

    ............................................................

    GOTOBUTTON _Toc407357186

    PAGEREF _Toc407357186 17

    3.2. `A^e`a"aa`i`e:a~n^e^ia ^ed`a~n'i^ida:`ea.

    .........................................................................

    GOTOBUTTON _Toc407357187

    PAGEREF _Toc407357187 19

    3.3. ~N'o"aa'a'i^ia ^ed`a~n'i^ida:`ea.

    .................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc407357188

    PAGEREF _Toc407357188 19

    3.4. ~N^i"o`e`a"e"u'i^i-'a^u`o^i^a^ia ^ed`a~n'i^ida:`ea.

    ....................................................................

    GOTOBUTTON _Toc407357189

    PAGEREF _Toc407357189 20

    3.5. 'A^i~a^i~n"e^i^a~n^e^i-"oad^e^i^a'i^ia ^ed`a~n'i^ida:`ea.

    ..............................................................

    GOTOBUTTON _Toc407357190

    PAGEREF _Toc407357190 22

    "E`E`OAD`A`O'OD`A

    ..................................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc407357191

    PAGEREF _Toc407357191 25

    1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    КРАСНОРЕЧИЯ

    Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась лишь между красноречием, с одной стороны, и

    поэзией и актерским творчеством

    с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор

    которой неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как наука о слове вообще и в первую очередь

    о поэзии, прозе и красноречии. В трактовке анонимного автора, ритор

    это и поэт, и мастер слова

    оратор. Книга «О возвышенном» свидетельствует о том, что в античности риторике обучались как поэты, так и ораторы, Последние охотно прибегали к чисто поэтическим приемам, чтобы

    усилить выразительность своей речи.

    В высказываниях других античных мыслителей можно встретить также уподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре. Но такие высказывания весьма редки и часто

    неубедительны. Чаще же всего ораторское искусство рассматривалось как родная сестра поэзии

    и сценического искусства. И если, например, Аристотеле в «Риторике» и особенно в «Поэтике», сравнивая красноречие и поэзию, находил нечто общее между ними, то Цицерон в своих

    публичных выступлениях прибегал к актерским приемам.

    В позднейшие времена также устанавливались связи между

    ораторским искусством и поэзией, между красноречием и актерским творчеством. Например, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей красноречия»

    первостепенное значение придавал именно художественным компонентам публичной речи. Красноречие, по определению Ломоносова, означает сладкоречие» («красно говорить»). Этим оно «превышает

    многие искусства», отличается чистотой «штиля», великолепием и силой слова, живо представляющего описываемое, как бы изображающее и поэтому возбуждающее человеческие страсти. Возбуждать

    и утолять страсти

    такова, по утверждению великого ученого, первейшая обязанность оратора. Сходные мысли содержит книга А. Ф. Мерзлякова «Об истинных качествах поэта и оратора», изданная в 1824 г.

    Одно то, что поэт и оратор рассматриваются как люди одинакового творческого труда, уже свидетельствует о том, что автор названного сочинения не проводил резкой грани между стихотворцем

    и ритором. Об определенной связи поэзии и красноречия писал также В. Г. Белинский в рецензии «Общая риторика Кошанского», где утверждал, что «поэзия входит в красноречие как элемент,

    является в нем не целью, а средством».

    Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони (1844

    1927) много писал об ораторском искусстве как истинном творчестве, не лишенном художественности и даже элементов поэзии. Всецело соглашаясь с толкованием красноречия П. С.

    Пороховщиковым, Кони писал: «Красноречие

    это и литературное творчество, но, в устной форме. Оратор так же, как и поэт, обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной и той же

    действительности подходят с разных точек зрения».

    В современной литературе можно встретить сопоставления ораторской речи и поэзии ( Асеев «Кому и зачем нужна поэзия?», Афонин «Искусство художественного слова» и др.)

    Что же дает основание для таких сопоставлений и аналогий?

    Конечно, прежде всего то, что художественное творчество вообще, как и красноречие, будучи видом его, относится к сфере духовной жизни, являясь определенной формой идеологической

    шире

    культурной деятельности. Как поэзия и театр, так и ораторское искусство есть созидание духовных ценностей. Все виды эстетического труда и красноречия по своему существу

    идеологичны, хотя, конечно, в разной степени и форме выражения. Как поэзия н театральное искусство, так и красноречие чутки к современности в своей исследовательской сущности и

    стремлении соответственно воздействовать на общественное мнение и психологию людей. Однако как раз это существенное обстоятельство, общее для этих видов искусства и красноречия,

    рассматривалось далеко не во всех исследованиях. Общее для поэзии и сценического искусства, а также красноречия большинство исследователей видели лишь в том,. Что они оперируют словом.

    При этом фактически забывалось,. что живым, то есть устным и звучащим, словом пользуются только актер и оратор, а поэт (если он не ашуг) пишет и не всегда декламирует собственные

    творения точно так же, как драматург творит на основе и по нормам литературного языка, хотя и обязан подчиняться законам сценического искусства.

    От связи разных видов искусства перейдем к рассмотрению различия между поэзией, театральным искусством, с одной стороны, и красноречием

    с другой.

    В художественном творчестве весьма существенное место занимают вымысел и домысливание. В красноречии применяется лишь домысливание, и то в сравнительно редких случаях, когда

    оратор говорит о возможном развитии освещаемого события или процесса. Конечно, талантливый оратор так же, как поэт или драматург, актер, одарен воображением, способностью к фантазии.

    Но вряд ли он может следовать, например, Пушкину и сказать:

    Порой опять гармонией упьюсь,

    Над вымыслом слезами обольюсь...

    Если художественная фантазия вполне правомерно может т...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены