Психология Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психология Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

    г.Пятигорск, 2000.

    Барчуков Евгений

    Роль психологической службы в развитии мотивационной сферы студента.

    I. Актуальность этой проблемы очень значима. Целью нашего исследования был анализ и изучение мотивационной сферы студентов в период обучения.

    Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений.

    Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

    В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные

    периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего

    периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в

    системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне

    сформированности личности.

    В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой.

    Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и

    ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и

    материальную обеспеченность.

    В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой направленности их личности. У них формируется

    собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.

    Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

    В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной

    деятельностью. В общении происходят основные новообразования.

    II. Исследование проводилось на базе Пятигорского государственного лингвистического университета. Были исследованы студенты I-го курса, факультета английского языка и

    психологии. Выборка составила 73 человека (№ девушек, № юношей). Возрастной состав испытуемых 16-18 лет. Время проведения – октябрь 1999 год.

    Использовались методики по изучению мотивов деятельности,

    тест Лири, тест «Смысло-жизненных ориентаций (СЖО)», методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)».

    III. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор

    профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих

    взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для многих студентов важен не сам

    процесс, а непосредственно результат.

    Также выявлено, что у студентов

    I-го курса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству,

    престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов

    I-го курса является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения в

    семье.

    Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного

    развития и деятельности.

    Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического

    сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены

    личностного развития студента.

    Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. При этом, как писал Х.Хекхаузен, «едва ли найдется

    другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации

    Проведенный анализ показал:

    1.мотив является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, проводимых с разных теоретических позиций.

    2.мотив и мотивация используется в разных смыслах; проблема мотивации не имеет однозначного решения.

    3.мотив служит своеобразным теоретическим мостиком, объединяющие разные исследования мотивационной сферы.

    Главная задача психологической службы в вузе - помочь студентам как можно

    быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки

    Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека,

    Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред. Б.М.Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9

    Язык: Русский

    Скачиваний: 114

    Формат: Microsoft Word

    Размер файла: 8 Кб

    Автор:

    Скачать работу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены