Психодиагностика (шпаргалка)

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психодиагностика (шпаргалка)

    1. Что такое психодиагностика?

    Слово «психодиагностика» - означает буквально «постановка психологического диагноза» или принятие квалификационного решения о наличном

    психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились 2 его понимания. Одно

    из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических

    средств. ПД в этом её понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

    Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

    Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

    В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

    Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

    Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных

    и способам их интерпретации?

    Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

    Второе определение термина «ПД» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического

    диагноза. Здесь решаются не столько

    теор, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

    Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к

    психодиагносту.

    Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

    Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом

    психодиагностики.

    Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

    Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образом взаимосвязаны. Для того, чтобы быть специалистом высокой квалификации в

    этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами

    ПД-ки.

    Практически ПД используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных

    психолого- педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией.

    Нельзя обойтись без точной

    ПД-ки и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточное убедительное доказательство того, что в результате нововведений

    действительно и в нужном направлении изменяются

    оцниваемые

    психологиеские особенности.

    Кроме названных областей научной и практической психологии, ПД применяется и в других её отраслях, например в медицинской психологии, в

    патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека. Во всех

    описанных случаях научная и практическая ПД решает ряд типичных для неё задач. К им относятся следующие:

    Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

    Определение степени развитости данного свойства, её выражение в определённых количественных и качественных показателях.

    Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

    Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

    Все 4 перечисленные задачи в практической

    ПД-ке решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования.

    Итак, ПД есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний,

    умений и навыков, которыми должен владеть психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что ПД рассматривается как особая специализация в

    работе профессионального психолога.

    9. Общее представление о методах

    ПД-ки

    Среди основных требований, которым должны отвечать научно обоснованные методы

    ПД-ки, следует назвать валидность, надёжность, однозначность и точность. Кроме основных, есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору психодиагностических

    методик. Во-первых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоёмкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи

    простая опросная методика предпочтительнее сложного теста. Во-вторых, избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого, требующей

    минимума физических и психологических усилий на проведение

    ПД-ки. В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Инструкция должна настраивать испытуемого на

    добросовестную доверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В- четвёртых,

    обстановка и др. условия проведения

    ПД-ки не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к

    ПД-ке и превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное. Не допускается, как правило, чтобы во время проведения

    ПД-ки присутствовал ещё кто-либо кроме

    ПД-та и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т.п.

    №15

    Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать профессионал- психодиагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их

    доверие и добиваться искренности в ответах. Без этого, как и без специальных теоретических знаний, практическая ПД на высоком уровне неосуществима. Во-первых, потому, что большинство

    психодиагностических тестов представляют собой бланковые методики, включающие перечень вопросов, обращённых к сознанию человека. И если испытуемый не будет психологически открыт, не

    будет доверять психологу, то не станет искренне отвечать на соответствующие вопросы. Если же, кроме того, он почувствует недоброжелательное отношение к себе, то вообще не станет

    отвечать на вопросы или предложит такие ответы, чтобы со своей стороны досадить экспериментатору.

    3. Из истории

    ПД-ки

    История современной

    ПД-ки начинается с первой четверти 19 века. Этот период характеризуется тем, что

    ключевю роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели). Врачей

    интересу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены