Психодиагностика. Методы исследования

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психодиагностика. Методы исследования

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    «Методы исследования

    Авторизованный реферат по курсу

    «Психодиагностика»

    Фамилия, имя, отчество студента

    Номер зачетной книжки

    Руководитель (преподаватель)

    Рецензент

    ____________________________

    З/О

    МОСКВА - 2001 год

    Содержание

    TOC o "1-3" h z

    Содержание

    PAGEREF _Toc8633928 h

    Введение

    PAGEREF _Toc8633929 h

    Определение психодиагностики

    PAGEREF _Toc8633930 h

    Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития.

    PAGEREF _Toc8633931 h

    Методы психодиагностики и их классификация

    PAGEREF _Toc8633932 h

    Краткие характеристики психодиагностических методик

    PAGEREF _Toc8633933 h

    Тесты и тестирование

    PAGEREF _Toc8633934 h

    Требования, предъявляемые к тестам

    PAGEREF _Toc8633935 h

    Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам

    PAGEREF _Toc8633936 h

    Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов

    PAGEREF _Toc8633937 h

    Проведение практического тестирования

    PAGEREF _Toc8633938 h

    Сводные результаты тестирования

    PAGEREF _Toc8633939 h

    Выводы по результатам тестирования

    PAGEREF _Toc8633940 h

    Литература:

    PAGEREF _Toc8633941 h

    Введение

    Определение психодиагностики

    Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление

    психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

    Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область

    деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

    Психодиагностика понимается двояко:

    - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и

    измерение его свойств;

    В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

    Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы

    выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

    Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это

    способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

    Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

    Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

    Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития.

    История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в

    клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

    В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные

    врачи часто делали разные выводы.

    Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические

    устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

    Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера.

    Проводя эксперименты на различение весов, длины линий и высоты акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного изменения раздражителя dI к его исходному значению I

    есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.

    Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности – есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того,

    чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения.

    Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время

    практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

    Современные методы психодиагностики, касающиеся основных психодиагностических процессов, свойств и состояний человека, стали появляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно

    развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.

    В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическую лабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных о человеческих способностях. Через этот

    эксперимент прошло около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.

    Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой англичанин Спирмен – факторный анализ.

    Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг.

    В 20 гг стали появляться новые психодиагностические , в том числе интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностику различных процессов и

    свойств человека.

    На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различных психодиагностических методик.

    Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные

    методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики.

    Методы психодиагностики и их классификация

    В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования,

    предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.

    Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии

    явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

    Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления,

    определяемого этим понятием.

    Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно

    представить в виде следующей схемы:

    МЕТОДЫ

    исследовательские

    психодиагностические

    На основе

    наблюдений

    опросные

    Объективные психодиагност. методы

    Эксперимент.методы

    прямое

    косвенное

    анкета

    опросник

    интервью

    Краткие хара...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены