Простой категорический силлогизм

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Простой категорический силлогизм

    ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

    Юридический факультет

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по курсу ”Логика”

    ”ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ”

    студент: Чурсина А.Ю.

    группа: 423

    Санкт-Петербург

    1998 г.

    ПЛАН РАБОТЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    ДЕДУКЦИЯ, ДЕДУКТИИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ;

    ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ - ОБРАЗЕЦ ДЕДУКЦИИ;

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Впервые начав изучать логику, как самостоятельную дисциплину, не устаешь удивляться - как много процессов в нашей жизни охвачено этой наукой. Прежде всего, это касается нашего

    мышления, проявляющегося в различных высказываниях, суждениях, умозаключениях. Нетрудно догадаться, что большинство наших поступков совершается после принятых решений. Недаром русская

    народная мудрость издревле гласит ”Семь раз отмерь, один раз отрежь”. Казалось бы - какая связь этой старинной пословицы с наукой, изучающей человеческое мышление? На мой взгляд самая

    прямая. Мудрые предки таким образом напоминают еще раз - наши поступки - результат принятых решений. Любой человек принимает решения на основе имеющихся знаний, опыта своего и чужого.

    ”Отрежь семь раз” - на языке русского эпоса - взвесь все имеющиеся доводы за и против, проверь правильность выводов, сейчас бы мы сказали проверь еще раз логическую цепь своих

    умозаключений.

    Чем интересна для меня логика, сложная наука с надуманными на первый взгляд понятиями и определениями, пытающаяся теоретически описать и систематизировать процессы, нередко

    существующие на уровне человеческой интуиции и подсознания. А этим и интересна, что зачастую поступая не задумываясь, мы следуем законам логики. Вспоминая пословицу ”Только дурак

    дважды наступает на одни и те же грабли”, можно посмотреть на нее с другой стороны и возникает совершенно новый интересный вид старой пословицы, а именно: опыт дает нам знание, на

    основании которого мы делаем выводы(умозаключения), в дальнейшем мы можем использовать эти выводы для принятия решения как поступить в повторившейся или похожей ситуации.

    Таким образом, емкое русское слово ”дурак” обозначает человека неспособного мыслить логически.

    Конечно, эти рассуждения как представляется мне очень поверхностны если сравнивать их с рассуждениями ученых философов, но тем не менее для меня было очень важно увидеть логику

    повседневной жизни. Ведь целью любой фундаментальной науки является познание истины, которая затем должна быть использована в практическом приложении.

    Итак предметом изучения логики является человеческое мышление как инструмент познания окружающего мира, как средство получения истинных знаний. Мышление интересует логику со

    стороны его результативности, правильности.

    Логика не просто описывает мышление, как средство познания действительности, она нормирует интеллектуальные операции путем выработки определенных принципов, которым эти операции

    должны соответствовать, чтобы быть правильными. Иначе говоря, стремясь к выработке общих принципов результативного мышления, логика отвлекается от содержательной его стороны, создавая

    структуру мышления.

    Возвращаясь к русским народным пословицам, вспомним, что ” Умный ( а именно человек мыслящий по законам логики) учится на чужом опыте”, то есть знания могут быть получены из

    других суждений, извлеченных из чужого опыта. Логическим средством получения таких знаний является умозаключение.

    В настоящей контрольной работе мы рассмотрим простой категорический силлогизм, являющийся одной из разновидностей умозаключения, а именно дедуктивным умозаключением движение

    мысли в котором происходит от общего к менее общему, частному, единичному.

    Мне представилось интересным так же пойти в своей работе от рассмотрения более общего понятия ”умозаключение” к более частному ”дедукция” и, наконец, к понятию ”простой

    котегорический силлогизм” который считается образцом дедуктивного умозаключения.

    1. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

    Итак, многие выводы мы делаем исходя из полученной информации, а не из непосредственного восприятия действительности. Логическим средством получения таких ( выводных,

    опосредованных) знаний и является умозаключение. В общем виде умозаключение может быть охарактеризовано следующим образом:

    интеллектуальная операция, посредством ( в результате) которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходными.

    Под этим термином «умозаключение» в логике называют как сам процесс перехода от исходных суждени

    й к выводному, так и текстовую конструкцию, в которой воплотился этот процесс. Иначе говоря вместо понятия умозаключение можно

    использовать такое понятие как логический вывод.

    Умозаключения играют огромную роль в процессе познания и в общей системе представлений человека о мире. Построение всевозможных научных теорий, выдвижение и развитие гипотез,

    доказательство и ли опровержение различных положений - все эти интеллектуальные действия основаны на более или менее сложных цепях умозаключений.

    Умозаключения сопровождают человека и в обыденных обстоятельствах, и притом буквально на каждом шагу. Увидев утром из окна мокрые крыши домов, мы заключаем, что ночью прошел

    дождь, хотя мы не могли непосредственно наблюдать этот факт. Более того, мы можем строить интуитивно на основании одного наблюдения более сложные логические цепочки умозаключений.

    Например, увидев утром грозовую тучу на горизонте, выходя из дома мы берем с собой зонтик. Связь между этими двуми событиями очевидна, днако, если построить логическую цепочку

    умозаключений мы получим, вероятно, следующее: «На горизоте тучи» - «Скоро пойдет дождь» - «Нужно взять зонтик для защиты от дождя».

    Оставив в стороне пока вопрос о том, насколько оправданы подобные заключения, соответствуют ли они действительности; достаточно констатировать их типичность для повседневной

    интеллектуальной практики. Всякий раз, когда мы пытаемся понять какое-то явление, установить его причины или высказать предположение о следствиях, когда, попав в затруднительную

    ситуацию, мы сопоставляем варианты решений , чтобы выбрать предпочтительный , когда прикидываем возможные результаты своих или чужих действий, мы делаем это при помощи умозаключений.

    Вообще интеллектуальное состояние человека, которое передается ( описывается) широко распространенными глаголами «размышлять», «обдумывать», «рассуждать» и т.п., есть состояние

    необходимо связанное с использованием различных умозаключений.

    Не менее широко распространены умозаключения в интеллектуально-речевой коммуникации. И это понятно: вед очень часто человек прибегает к рассуждениям разного рода не для того,

    чтобы решить какой-то вопрос для себя, а для того, чтобы сделать очевидной правомерность (обоснованность, целесообразность) такого решения для других. Таким образом большую роль

    умозаключения играют в работе юрисконсульта,

    когда необходимо не только правильно составить договор в соответствии с нормативными актами, но и исходя из условий договора и создавшихся ситуаций сделать вывод о

    правах и обязанностях, возникающих у сторон договора. При составлен...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены