Основы социальной информатики

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Основы социальной информатики

    Тема

    Социальная информатика: предмет и задачи

    курса

    Человечество

    неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее

    доля выраженная в суммарном

    рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.

    Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии

    развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

    если

    в обществе более 50% населения занято в сфере услуг,

    если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

    В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным

    обществом

    США стали в 1974 году.

    Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран

    создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического

    колониализма”.

    Закон экспоненциального роста объема знаний

    По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при

    росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний

    мире

    к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди

    симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:

    - быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;

    - превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

    - возможность впервые

    реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) [2].

    Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].

    Занятость

    в ведущей отрасли

    время

    1- материальном производстве (индустриальное общество),

    2- сфере услуг (постиндустриальное общество),

    3- сфере информационных услуг (информационное общество),

    4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).

    Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко

    разработана

    западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом,

    Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье

    определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.

    Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное”

    видели альтернативу

    формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами

    формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

    Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в

    развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др.

    В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

    Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития

    процессов информатизации общества.

    Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию

    как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного

    общества и на этой основе

    - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”[4].

    По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:

    - медиатизацию

    - процесс совершенствования средств сбора, хранения

    - компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а

    также

    - интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств

    искусственного интеллекта.

    Специалистами отмечается[5], что , к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных

    процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники.

    Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие , качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных

    информационно-технологических средств когнитивных

    социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее

    информационной среды.

    При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в концепции информатизации, сколько в

    концепции развития общества, всех его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.

    Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер

    и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на

    совершенствование информационной среды.

    Что же такое информационное общество? Каков его образ?

    Например, по мнению А.И. Ракитова[6] общество считается информационным, если:

    - любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного

    доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

    - в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

    - имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося

    научно-технологического и социально-исторического прогресса;

    - происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

    - происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

    Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

    - технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и

    управления;

    - гуманитарный, когда информационная технология ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены