Общая психология

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Общая психология

    Психология как наука. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.

    Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками. Специфика – одновременно естественная и

    гуманитарная. Разные критерии научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную

    (идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его описать.

    Человек в психологии одновременно является и познающим субъектом и познаваемым объектом, который обладает внутренней активностью. Следствия:

    психологический факт зависит от его интерпретации исследователем

    он зависит от его понимания испытуемым

    Процессы

    Обыденное знание

    Научное знание

    Получение знаний

    В конкретной ситуации

    Экспериментальная ситуация

    Стихийность, случайность

    Регулярность

    Интуитивность

    Понятийность (обобщение)

    Непосредственность

    Опосредованность

    Сохранение знания

    Ситуативно-контекстное утверждение

    Проверяемая гипотеза

    Эмпирический критерий достоверности (от частного к общему)

    Логический критерий (от общего к частному)

    Воспроизводство знания

    Нет полного учета условий – нет накопления

    Накопление

    Оценка

    В связи с соц.заказом

    Нет

    Формы сотрудничества:

    А) Научный и житейский психолог совпадают в одном лице

    Б) Житейское знание – основа для научных понятий и методов

    В)Научное знание становится средством для понимания людьми своих житейских проблем.

    Отрасли (3 группы критериев):

    Содержание выполняемой деят-ти

    психология труда

    педагогическая

    спортивная

    космическая

    судебная

    Субъект выполняемой деят-ти

    детская

    этнопсихология

    социальная

    пато

    зоо

    Конкретно-научная или практическая проблема

    психофизиология

    нейропсихология

    психосоматика

    психогенетика

    Особые

    зоо

    клиническая

    судебная

    Антитезы: общая – дифференциальная; общая – отраслевая.

    Разделы психологии:

    общая

    зоо (сравнительная)

    психофизиология

    нейропсихология

    патопсихология

    детская

    индивидуальных различий (дифференциальная)

    этно

    социальная

    психолингвистика

    творчества

    Специфика психического отражения: определение психики и сознания. Основные классы психических явлений.

    Наука о психике. Свойства психики:

    субъективное отражение реальности (психические процессы – восприятие, память)

    зачем отражать? Для регуляции собственного поведения.

    Психика – это отражение окружающего мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением.

    Сознание – высшая форма психики:

    это способность отражать не только мир, но и себя в нем.

    это форма регуляции совместной деят-ти людей.

    Сознание есть представление суб о мире и своем месте в нем, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем опыте и необходимое для разумной организации совместной

    деят-ти людей.

    Отражение – феномен взаимодействия, тотальное свойство. Психика – частный случай отражения.

    Отражение – изменение собственных свойств в результате взаимодействия. Активность отражения + связь с деятельностью в мире.

    Психика возникает, когда существо начинает менять свое поведение под влиянием биологически нейтрального раздражителя.

    Живые существа – энергетически открытие системы, непрерывно взаимодействуют со средой. Это зависимые системы. Появляется активность с целью выживания. Активность побуждается

    потребностями. Главная цель ориентировки: разделение свойств среды на +-

    Сначала воспринимаются только биотические факторы.

    Психика – возможность регуляции поведения с опорой на абиотические факторы среды.

    Сознание – совместное знание через посредство материального мира. Передача социально-психического опыта индивидууму посредством элементов культуры.

    Психические процессы:

    Специфически познавательные

    Универсальные

    Ощущение – отражение отдельного свойства реальности

    Память – любая форма фиксации прошлого опыта (мнемофункция предшествует появлению нс)

    Восприятие – отражение предмета в форме целостного образа (перцепция)

    Внимание – возможность получения актуального опыта.

    Мышление – выходит за пределы органов чувств. Это обобщенное и опосредованное познание существенных свойств и отношений реальности. Единица – понятие.

    Воображение – прогнозирование, связь с будущим опытом.

    3. Методы психологических исследований:

    Субъективные

    Объективные

    Интроспекция

    Наблюдение

    Эксперимент

    1. Лабораторное

    1. Лабораторный

    2. Естественное – кратковременное и лонгитюдное

    2. Естественный

    3. Включенное

    Анализ жизнедеятельности

    Контент-анализ

    Проективные методы

    Методы объективации первичных данных (КГР)

    Беседа – свободная и сценарная

    Тесты

    Лабораторный эксперимент:

    Метод структурного анализа психологических процессов – процесс решения предложенной задачи. Приемы – прямые и косвенные.

    Прямые – изменение структуры задачи. Оно вызывает изменение объективного протекание психологического процесса.

    Косвенные – регистрация физиологических процессов.

    Экспериментально-генетический метод (детская психология):

    генетические срезы,

    формирование психических процессов

    Метод синдромного анализа – нейропсихология.

    Развитие предмета психологии (см. Умрихин)

    Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.

    1879 г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета психологии – сознание. Сознание –

    это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция, эксперимент – вспомогательный.

    Сложные психические процессы изучает психология народов.

    4 основные цели:

    Описание свойств сознания

    Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и чувствования

    Обнаружить отношения между ними

    Сформулировать общие законы душевной жизни

    Свойства сознания:

    ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура

    неоднородно – центр и периферия (зона ясного сознания – фокус и зона сознаваемого. Ср. Гербарт, но б/с исключено!)

    имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления –

    выделение области поля внимания. Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция: процесс

    преобразования, укрупнения единиц сознания.

    Метафоры: фокус сознания, поле внимания, волна внимания, уровни внимания.

    Элементы сознания:

    Объективные

    Субъективные

    Ощущения – модальность, интенсивность, протяженность.

    Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость.

    Чувствования – эмоциональные переживания:

    Представления – связь ощущений

    Удовольствие – неудовольствие

    Напряженность – разрядка

    Возбуждение - успокоение

    Отношения между элементами:

    перцепция (пассивно)

    ассоциации

    по сходству

    по контрасту

    по временной и пространственной смежности

    причинно-следственные

    слияние

    ассимиляция

    диссимиляция

    компликация (склеивание)

    2) аппер...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены