Коммуникации и общение

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Коммуникации и общение

    РОССИЙСКА

    Я АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Северно-западная академия государственной службы

    Факультет подготовки государственных служащих

    Специальность: социальная работа

    заочное отделение

    2 курс, 411 поток

    РЕФЕРАТ

    по курсу

    «Психология»

    тема

    «Коммуникации и общение»

    Выполнила: АФАНАСЬЕВА С.А.

    Санкт-Петербург

    2002

    Содержание

    1. Понятие общения

    ............................................................................................. 2

    2. Общение как обмен информацией

    .............................................................. 3

    3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

    .... 11

    4.Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

    5. Заключение. Единство общения и деятельности

    .................................... 16

    Литература

    ............................................................................................................. 17

    http://appa.narod.ru/appa1.html

    1. Понятие общения

    Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

    Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе.

    Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

    Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы

    это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

    Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если

    не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить

    чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

    Общение

    это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее

    участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения

    взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие

    общающимися друг друга.

    Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

    Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

    Таким образом, деятельность

    часть, сторона общения, а ощущение - часть, сторона деятельности, но вместе они образуют неразрывное единство во всех случаях.

    Итак, многоплановый, многоуровневой процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них.

    2. Общение как обмен информацией

    Вначале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Функции эти многообразны, но обычно, выделяют три класса этих функций:

    информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого обычно выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное

    взаимодействие и как понимание людьми друг друга. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в

    узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и

    пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории

    информации.

    Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с

    отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе

    происходит не только "движение информации", но и, как минимум, активный обмен ее. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не

    просто принята, но и понята, осмыслена.

    Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами - обмен

    такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека

    на другого.

    В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже

    зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности.

    И, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический

    характер.

    а) средства коммуникации. Речь.

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее

    знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика,

    визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

    Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно с мышлением речь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с

    мышлением в общественно-трудовой практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического развития человечества. Значительную роль в речи играют и эмоциональные

    моменты: речь коррелируется сознанием в целом. Сознание человека формируется в общении между людьми. Основная функция сознания

    осознание бытия, его отражение, и язык и речь выполняют ее специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если брать их в единстве,

    обозначает отражение бытия. Но они в то же время различны и обозначают два аспекта единого целого. Речь

    это деятельность общения

    посредством языка; речь

    это язык в действии, это форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма

    существования мышления.

    Таким образом, речь

    особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны

    говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывае...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены