Гуманистическое направление в психологии А. Маслоу

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Гуманистическое направление в психологии А. Маслоу

    Содержание

    Введение………………………………………..…………………………3

    Интеллектуальные предшественники. Истоки изучения

    самоактуализации……………………………………………………5

    Теория самоактуализации………………………………………….9

    Иерархия потребностей……………………………………………12

    Динамика и структура самоактуализации…………………….15

    Заключение……………………………………………………………..20

    Список литературы……………………………………………………21

    Введение.

    Исходным пунктом гуманистической психологии являются понятие о мотивации поведения, стремление личности к

    удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности, все богатство человеческого поведения обусловлено двумя основными моделями мотивации: стремлением к преодолению дефицита и

    стремлением к развитию.

    Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию

    как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и

    психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Его работы - в

    большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система.

    Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке в 1908 г., в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в

    Висконсинском университете. Степень бакалавра он получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931, доктора - в 1934. Маслоу изучал поведение приматов под руководством

    Харии Харлоу и бихевиоризм - под руководством Кларка Халла, известного экспериментатора.

    После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк, продолжал исследования в Колумбии, затем

    преподавал психологию в Бруклинском колледже. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х - начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он

    познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер, один из

    основателей гештальтпсихологии, - вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть поведение человека. Неформальные беседы и волнующий опыт общения

    с такими выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических взглядов Маслоу.

    Во время второй мировой войны, когда Маслоу увидел, как мало значит психология в решении основных мировых проблем,

    его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности. Он хотел посвятить себя "нахождению психологии для дел мира".

    В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бренданский университет, приняв пост председателя

    психологического отделения; он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1967-1968 гг. он был президентом Американской Психологической

    Ассоциации, в 1968- 1970 гг. - Членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Этот не академический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к

    философии демократической политики, экономики и этики.

    В течение последних 10 лет его жизни были написаны работы: "По направлению к психологии бытия" (1968); "Религии,

    ценности и вершинные переживания" (1964); "Эупсихея: дневник" (1965); "Психология науки: рекогносцировка" (1966); "Мотивация и личность" (1987), "Новые измерения человеческой

    природы" (1971).

    Интеллектуальные предшественники. Истоки изучения самоактуализации.

    Психоанализ.

    Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление Маслоу. Анализированние его самого сильно

    воздействовало на него, показав огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом "нутра".

    "Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь

    дополнить ее здоровой частью" .

    Маслоу решил, что психоанализ - лучшая система анализа для психопатологии и наилучшая возможная психотерапия (это

    было в 1955 г.). Вместе с тем он счел психоаналитическую систему совершенно неудовлетворительной в качестве общей психологии как теории всего человеческого мышления и поведения.

    "Представляется одностороннее, искореженное подчеркивание человеческих слабостей и недостатков, и это претендует на полное описание человека... Практически все деятельности,

    которыми человек гордится, которые придают значение, ценность и богатство его жизни, либо опускаются, либо патологизируются Фрейдом" .

    Социальная антропология.

    Во время учения в Висконсине Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский,

    Мид, Бенедикт и Линтон. В Нью-Йорке он мог заниматься с ведущими фигурами в области культуры и личности, занимавшимися применением психоаналитических теорий к анализу поведения в

    других культурах. Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера "Пути народов", где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется

    культурными паттернами и предписаниями. Впечатление было столь сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.

    Гешпальт-психология.

    Маслоу также серьезно изучал гештальт-психологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о

    продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальт-психолога существенным элементом в творческом мышлении и в решении задач

    является способность воспринимать целое и мыслить с точки зрения паттерна целого, а не изолированных частей.

    Но менее значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, подчеркивавшего,

    что организм - это единое целое, и то, что происходит в любой части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени вдохновлена Гольдштейном,

    который первым использовал сам термин.

    Ему Маслоу посвятил книгу "К психологии бытия". В предисловии он писал: "Если выразить в одной фразе, что значит

    для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это - интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями), под эгидой

    научного духа моих учителей в Висконсииском Университете" .

    Истоки изучения самоактуализации.

    Маслоу свободно определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.".

    "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это

    полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями".

    Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуализации были вызваны его желанием более полно понять двух его

    наиболее вдохновляющих учителей. Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди и занимались они исследов...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены