Альберт Бандура социально-когнитивная теория личности

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Альберт Бандура социально-когнитивная теория личности

    Министерство Образования Российской Федерации

    Сибирский Институт Бизнеса Управления и Психологии

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине:

    Психология

    «Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности»

    Выполнил:

    Студент гр. 162

    Плюхаев И.В.

    Проверила:

    Новикова Е.А.

    Красноярск 2002

    Альберт Бандура

    Библиографический очерк

    Основные принципы социально-когнитивной теории

    За пределами внутренних сил

    Бихевиоризм изнутри

    Вне подкрепления

    Саморегуляция и познание в поведении

    Научение через моделирование

    Основные процессы научения через наблюдение

    Процессы внимания: понимание модели

    Процессы сохранения: запоминание модели

    Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение

    Мотивационные процессы: от наблюдения к действию

    Подкрепление в научении через наблюдение

    Косвенное подкрепление

    Самоподкрепление

    Как появляется саморегулирование

    Почему мы наказываем себя

    Самоэффективность: путь к совершенному поведению

    Способность выстроить поведение

    Косвенный опыт

    Вербальное убеждение

    Эмоциональный подъем

    Основные положения Бандуры относительно природы человека

    Свобода—детерминизм

    Рациональность—иррациональность

    Холизм—элементализм

    Конституционализм—инвайронментализм

    Изменяемость—неизменность

    Субъективность—объективность

    Проактивность—реактивность

    Гомеостаз—гетеростаз

    Познаваемость—непознаваемость

    Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории

    Насилие по телевидению: модели агрессии в каждой гостиной

    Самоэффективность: как научиться преодолевать свои страхи

    В применение: "Власть человеку" - саморегулируемое изменение

    Самоконтроль поведения

    Заключительные комментарии

    Резюме

    Глоссарий

    Литература

    Введение

    Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, предоставляют

    мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние десятилетия,

    однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие)

    и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное

    направление. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каждого из них

    значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.

    Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает,

    что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании

    социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который ограничивает

    объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой внешние события служат единственной причиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти всегда

    рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее

    отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.

    Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования.

    Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами [Bandura, 1989a,p. 14-15].

    Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее

    очевидно в его концепции самоэффективности — положения о том, что человек может научиться контролировать события влияющие на его жизнь. Большая часть этой главы посвящена

    социально-коллективному направлению, разрабатываемому Бандурой.

    Библиографический очерк

    Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и

    среднюю школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его одноклассники, Бандура вспоминает, что фактически каждый выпускник

    сделал успешную профессиональную карьеру. Летом он ремонтировал автомагистрали необжитом Юконе. Опубликовано очень мало сведений о его детстве.

    После средней школы Бандура посещал Университет провинции Британии Колумбия в

    Ванкувере, где получил степень бакалавра гуманитарных наук _ 1949 году. После этого он продолжал обучение и Университете Айовы, где получил в 1951 году степень магистра гуманитарных

    наук и 1952 году доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую ординатуру в Консультативном центре Уичиты, штат Канзас, и занял пост на факультете психологии в Стэндфордском

    университете.

    На протяжении своей профессиональной деятельности Бандура активно занимался

    развитием социально-когнитивного подхода к изучению и пониманию личности. Он опубликовал несколько книг и бесчисленное множество научных статей, сделав огромный вклад в развитие

    гуманитарных наук. Его ранние книги Подростковая агрессия» (1959) и «Социальное научение и развитие личности» (1963) были написаны в соавторстве с Ричардом Уолтерсом (Richard Walters),

    его первым студентом после получения степени доктора философии. Затем он опубликовал «Принципы модификации поведения» (1969), обширный обзор психосоциальных принципов, которые

    регулируют поведение. В 1969

    году Бандура был назван действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук в Стэндфордском университете. В это время он пишет книгу «Агрессия: анализ с позиции

    социального научения» (1973) и по собственному желанию работал над изучением субкультуры ежедневных волейбольных игр сотрудников Центра. Он также опубликовал работу под названием

    «Теория социального научения» (1971), краткое толкование ключевых концепций, которые помогают объяснить поведение. В двух своих недавних книгах «Социальная теория научения» (1977) и

    «Социальные основы мышления и поведения» (1986) Бандура - обзор современных теоретических и экспериментальных достижений, касающихся социально-познавательной модели личности.

    Заслуги Бандуры в области развития психологии были высоко оценены. Он "был избран президентом Аме...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены