Антимонопольное законодательство Российской Федерации

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Антимонопольное законодательство Российской Федерации

    Оглавление

    TOC \o "1-2" \f

    Введение

    .......................................................................................................

    PAGEREF _Toc28617091 \h

    Особенности российского монополизма

    ................................................

    PAGEREF _Toc28617092 \h

    Антимонопольная политика РФ

    ................................................................

    PAGEREF _Toc28617093 \h

    Методы антимонопольной политики

    .......................................................

    PAGEREF _Toc28617094 \h

    а) Ограничительные меры

    ......................................................................

    PAGEREF _Toc28617095 \h

    б) Контроль за усилением экономической концентрации.

    .............

    PAGEREF _Toc28617096 \h

    в) Запрет на недобросовестную конкуренцию.

    ................................

    PAGEREF _Toc28617097 \h

    Реестр как инструмент антимонопольного контроля.

    .......................

    PAGEREF _Toc28617098 \h

    Типы товарных рынков и естественная монополия

    ...........................

    PAGEREF _Toc28617099 \h

    Интеграционные процессы в свете антимонопольного законодательства

    PAGEREF _Toc28617100 \h

    Библиографический список

    .....................................................................19

    Введение

    Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды

    в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

    Антимонопольное законодательство

    - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной

    конкуренции.

    Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном

    ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал

    монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан,

    Госснаб и Госкомцен.

    Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми

    странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация

    производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия

    потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

    Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникли "снизу" в результате конкурентной борьбы, а социалистические

    насаждались "сверху" и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный

    научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном

    разделении труда, вынуждены для повышение конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке,

    социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).

    Особенности российского монополизма

    Монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов

    исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

    Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже

    существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции

    разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим

    положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

    Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых

    товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.

    Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:

    первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не

    является доминирующим;

    второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный

    орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых

    конкурентов.

    Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.

    Антимонопольная политика РФ

    Антимонопольное законодательство включает в себя законы

    "О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

    от 22 марта1991 г.,

    "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"

    от 3 июля 1991 г.,

    "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"

    от 13 декабря 1994 г.,

    "О финансово-промышленных группах

    " от 30 ноября 1995 г.,

    "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,

    "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,

    "О некоммерческих организациях

    " от 12 января 1996 г.,

    "О рекламе

    " от 18 июля 1996 г.,

    "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли

    " от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

    Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения

    правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую баз...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены