События на Кавказе в контексте "Большой игры"

    Дисциплина: Политология
    Тип работы: Реферат
    Тема: События на Кавказе в контексте "Большой игры"

    Р о с с и й с к и й

    и н ф о р м а ц и о н н ы й

    ц е н т р

    По материалам СМИ за 1996 -1998 годы

    (Часть

    ЦЕНТРЫ СИЛЫ

    США В ЕВРАЗИИ

    ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    КАСПИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ

    ИСЛАМ И СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО

    ПЕРЕДЕЛ МИРА, ИСЛАМ И РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА

    ДУГА НЕСТАБИЛЬНОСТИ

    БАЛКАНЫ

    РЕЗЮМЕ

    После распада Советского Союза роль "последней инстанции" в установлении мирового порядка взяли на себя США. Россия, продолжая пока сохранять статус страны, которая в

    состоянии противостоять США в случае глобального ядерного конфликта, перестала быть мировой державой. Теперь политологи относят ее к числу так называемых региональных государств с

    ограниченной сферой влияния.

    Но и эти функции даются ослабленной России с трудом. Страна теряет внешнеполитическую субъектность, превращаясь в объект политики мировой державы - США - и ряда региональных

    государств Европы и Азии. На пороге нового века Россию подстерегают угрозы, обусловленные ее географическим положением и этноконфессиональным составом населения.

    ЦЕНТРЫ СИЛЫ

    Лондонский "Экономист" ("За рубежом" №4, 1998) опубликовал прогноз расстановки сил на мировой политической сцене в начале

    века. Среди прочего, в этом прогнозе представлены критерии, по которым та или иная страна может относиться к числу сверхдержав.

    Первый критерий

    - наличие у страны экономики, способной содержать вооруженные силы, которые могут быть использованы в любой точке земного шара. Эти вооруженные силы должны иметь в своем составе

    ядерные силы с межконтинентальным радиусом действия, а также - экспедиционные войска (шесть мобильных пехотных и танковых дивизий с приданной артиллерией). Второй критерий сверхдержавы -

    наличие правительства, способного проводить решительную внешнюю политику. Третий - согласие населения страны на проведение политики с позиции силы (для этого, по мнению "Экономиста", у

    сверхдержавы должна быть соответствующая идеология - "сверхидея"). Четвертый критерий - наличие мотивов, по которым сверхдержава осуществляет вмешательство во внутренние и внешние дела

    других стран. Авторы статьи в "Экономисте" полагают, что стать сверхдержавой в общем случае легче стране с авторитарным, а не демократическим режимом.

    Далее лондонские прогнозисты называют сверхдержавы 2030 года. В их числе в связке с США присутствуют, прежде всего, так называемые евро-американские демократии, объединенные НАТО.

    "Отделите Америку от Европы, - пишет "Экономист", - и благоприятная перспектива исчезнет. Американцы в условиях изоляции будут обладать материальными возможностями к действию, равно как

    и обостренным чувством приверженности господствующей в стране идеологии. Однако у них останется меньше важных позиций, которые следует защищать..." Попадает в перечень сверхдержав и

    Китай.

    По мнению английских исследователей, у России нет шансов вернуться в число сверхдержав по второму и третьему критериям. Иначе говоря, "Экономист" считает, что даже в 2030 году у

    России не будет правительства, способного проводить решительную внешнюю политику, а российское население не согласится с тем, чтобы внешняя политика страны велась с позиции силы. Эти

    доводы демонстрируют типичную западную прямолинейность в суждениях о России. Если России удастся выкарабкаться из социально-экономического кризиса, то второй и третий критерии,

    существенные для англосаксов, никакого значения вообще иметь не будут. Другое дело, что России может выйти к 2030 году из кризиса с губительными материальными и интеллектуальными

    потерями. И превратившись в среднеразвитую страну латиноамериканского образца, она не сможет удержать даже региональный статус. Ядерный конфликт целесообразно пока что исключать из

    рассмотрения. Но где гарантия, что к 2030 году военно-техническая мысль, например, США не найдет "абсолютного оружия" против атомного удара? Что будет делать в этом случае Россия с

    остатками (уже после ратификации обезоруживающего страну СНВ-2) своего морально устаревающего ядерного потенциала?

    Вызывает возражения и преуменьшение значимости исламских государств английскими прогнозистами. Они полагают, что не одно из исламских государств в 2030 году не сможет претендовать

    на роль сверхдержавы. Возможно. Но авторы прогноза ничего не говорят о характере конфликтов

    века. Если они считают, что и в будущем веке конфликтовать будут государства, то предсказание относительной слабости каждого из исламских государств в отдельности правомерно. Если

    же конфликты в

    веке будут носить наднациональный, этноконфессиональный или, как сегодня говорят, цивилизационный характер, то преуменьшать значение исламского фактора, мягко говоря, недальновидно.

    Тем более, что к тому времени клуб ядерных государств существенно расширится, в том числе и за счет мусульманских стран. Последним примером могут служить недавние испытания ядерного

    оружия Пакистаном.

    Кроме того, следует помнить, что мировое сообщество в нынешнем постялтинском периоде согласие на доминирование США не давало. Поэтому правильнее говорить лишь о присвоении США

    статуса "последней инстанции" с позиции силы. Руководство этой страны в своих глобальных оценках, очевидно, учитывает, что на долю США сегодня приходится четверть мирового производства

    и почти 13 процентов мирового экспорта.

    США В ЕВРАЗИИ

    Осенью прошлого года в США вышла статья Збигнева Бжезинского "Геостратегия для Евразии" (НГ от 24 октября 1997 года). Алексей Пушков (НГ от 14 ноября 1997 года) верно

    определяет Бжезинского как автора, концепции которого отражают не официальную точку зрения Вашингтона, а тенденции, курсирующие по американским кабинетам власти. Из

    упомянутой статьи Бжезинского неизбежно следует, что в тенденции США видят себя евразийской страной.

    В Европе присутствие США обеспечивает институт НАТО. После крушения колониальных империй Великобритании и Франции США успешно заместили эти бывшие метрополии на Ближнем и Среднем

    Востоке, постепенно образовав там цепочку зависимых государств от Египта до Саудовской Аравии. На Дальнем Востоке влияние США реализуется через систему военных договоров с Японией,

    Тайванем и Южной Кореей. В 90-е годы началась экспансия США на территории бывшего Советского Союза, прежде всего, в странах Прибалтики, на Украине, в Грузии, Азербайджане, Казахстане.

    На вооружении США в этой экспансии - особые отношения с НАТО и "Партнерство ради мира". Сегодня США - политический гарант территориальной целостности Украины, на очереди, по некоторым

    данным, Грузия. Администрация США прямо заявляет о наличии своих стратегических интересов в Закавказье. Поводом для таких заявления служат добыча и транспортировка каспийской

    нефти.

    Тем не менее, правильно было бы говорить лишь о сильном влиянии США в Евразии. До евразийской державы им еще далеко.

    ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    США поделили планету на зоны ответственности своих пяти региональных военных командований - Атлантического, Тихоокеанского, Южного, Европейского и Центрального. В надзоре над

    территориями этим командованиям помогают четыре функциональных командования - космическое, транспортное, стратегическо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены