Понятие "политическая культура" и его содержание

    Дисциплина: Политология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Понятие "политическая культура" и его содержание

    Понятие "политическая культура" и его содержание.

    и индивидов в политику обу-

    словлено их стремлением реализовать свои социально значимые инте-

    ресы. Однако реализация существующих у них интересов осуществля-

    ется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов по-

    литики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к

    власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыс-

    лы и значения предписываются господствующей в обществе политиче-

    ской культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой при-

    держивается большинство населения. Ценностно-нормативная система

    существует в виде общераспространённых и общепринятых фундамента-

    льных поведенческих, политических ценностей и идеалов.

    термин "политическая культура" использовал в XVII

    веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он

    не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет

    такое политическую науку и практику. Объяснительные

    возможности политической культуры определяются многозначностью и

    многогранностью её измерений. Политическая культура представляет

    собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и

    выражающих символов, которые являются общепринятыми и служат

    упорядочению и регулированию политического

    поведения всех членов общества. Она включает в себя не только по-

    литические установки, но и действующие нормы

    политической самым политическая культура определяет

    наиболее типичные образцы и правила политического поведения, вза-

    имодействия власти - индивида - общества.

    В науке сложились два основных подхода к трактовке полити-

    ческой Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911),

    написавший 50-х годах в соавторстве с другим американским ис-

    следователем С.Вербой (род.

    книгу "Культура гражданина", рассматривал политиче-

    скуюКаждая политическая

    система ,- отмечал он, - включена в особый образец ориентаций на

    политические действия. Я счел полезным назвать это "политической

    культурой". По содержанию политические ориентации включают, как

    полагал Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные инди-

    видом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства,

    обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипа-

    тии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценно-

    сти, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в

    политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт),

    совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ по-

    литической и т.д., считают, что это

    особый, специфический субъективный ракурс политики.

    Наиболее последовательно такой подход выражается в понима-

    нии политической культуры как явления, базирующегося на ценност-

    ных, глубинных представлениях человека о политической вла-

    сти, которые воплощаются в самых типичных для него способах вза-

    имодействия с государством, формах практической деятельности. Ха-

    рактеризуя таким образом неразрывную связь политических действий

    человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих поли-

    тических отражает только самые

    устойчивые и отличительные черты его поведения, не подтвержденные

    каким-либо под воздействием конъюктуры

    или перепада настроений. В силу этого политическая культуравыра-

    жает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого по-

    ведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфе-

    ре политической власти (И.Шапиро, П.Шаран).

    Характеризуя самые устойчивые представления человека и на-

    иболее его взаимоотношений с властью, стиль его

    политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты

    и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни,

    как в повседневной активностисочетаются творческие и стереотипи-

    зированные реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот

    же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и

    неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам

    гражданноского поведения, является важнейшим внутренним источни-

    ком эволюции и развития политической культуры.

    ценностей и сиюминутной

    (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намере-

    ний и действий человека придают политической культуре внутреннюю

    противоречивость, "логичным",

    "нелогичным" "внелогичным" элементам (В.Парето), способствуют

    одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политиче-

    ского участия индивида.

    сложностью отличаетсястиль массового политического

    поведения строением институтов власти,

    т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая ку-

    льтура, стереотипы, приемы, общения и проч. в

    политическом (соответствующих терминах, символах и т.д.),

    придает государственности (флагу,

    гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегри-

    ровать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и элек-

    тората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможно-

    сти руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями

    и как правила, возникает противоречие между официальной

    (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и

    теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на ко-

    торые большинство или значительная часть населе-

    ния. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные це-

    ли "социалистического строительства" в значительной мере внедря-

    лись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не

    встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и

    расстование с социалистическим тсроем прошло там достаточно без-

    болезненно, в виде т.н. бархатных революций.

    Однако в разных странах - и даже в тех, где нет существен-

    ных противоречий между официальной и реальной политической куль-

    турой, - всегда сужествуют различия в степени признания и подде-

    ржки общественными группами и индивидами принятых в политической

    системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени ку-

    льтурной субъектов. Более того, там,

    где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью чело-

    веческой права граждан, где правящий режим

    заставляет руководствоваться чувствами страха и ненависти

    друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию наси-

    лия, распадается ткань политической культуры. Культурные

    ориентиры участия уступают место иным

    взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шо-

    винистические движения и терроризм, охлократические формы проте-

    ста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и рас-

    ширять в политической жизни. Напротив,

    они культурный вакуум, порождают процессы,

    чреватые разрушением человеческого сообщества.

    Строго говоря, политическая аультура отличается также и от

    предполитического (потестарного) учения граждан в отношениях вла-

    сти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориенти-

    рах, направленность которым задает круговая порука этноса, земля-

    ческая мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного

    рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И.Ильин),

    понимая свободу как "бес...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены