Наука в системе власти

    Дисциплина: Политология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Наука в системе власти

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

    Кафедра истории, философии и политологии

    РЕФЕРАТ

    на тему

    «Наука в системе власти»

    Выполнил

    аспирант

    ХХХХХХХХХ

    2006 г

    АННОТАЦИЯ

    В данной работе рассматривается актуальная проблема взаимоотношения науки и власти. В настоящее время он становится все более актуальным в связи с быстро развивающимися

    технологиями, способными как уничтожить, так и продлить жизнь человечества.

    Одним из определяющих факторов дальнейшего пути человечества является грамотное, гуманное использование научных достижений. И в этом выборе не последнюю роль играет

    власть.

    Так же рассматривается влияние позиции власти по отношению к обществу и науке, на свободу творчества ученого.

    Включен раздел, рассматривающий политическую философию, как единство между наукой и властью.

    Работа включает семь разделов, введение и заключение.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    стр.

    Введение

    ...................................................................................... 4

    1. Роль науки и техники в развитии общества

    ............................ 5

    2. Сущность власти

    .................................................................... 10

    3. Сущность науки по отношению к власти..

    ............................ 12

    4. Политическая философия, как единство между

    наукой и властью

    ....................................................................... 15

    5. Власть в науке и власть в государстве

    ................................... 17

    6. Взаимосвязь науки и экономики

    ........................................... 21

    7. Наука и власть в контексте современного

    государства

    ........ 24

    Заключение

    ................................................................................. 27

    Список использованных источников

    ........................................ 28

    ВВЕДЕНИЕ

    Сколь разнообразна, привлекательна, непредсказуема и нередко беспощадна, а порой и бессильна реальная власть, столь же разнолики описывающие, анализирующие и исследующие ее

    области науки.

    Власть и наука – это те институты современной цивилизации, от которых в огромной степени зависит динамика процессов развития, как общества, так и государства. Наука зависит от

    ее взаимоотношений с властью, а власть зависит от ее взаимоотношений с наукой. И эта связь науки и власти является довольно сложным и многозначным процессом. Это происходит из-за

    того, что эти понятия всегда связаны и часто представляют из себя одно и то же. Но, тем не менее, есть точки, когда эти явления противоположны, противоречат друг другу. Например,

    когда Гитлер отверг квантовую физику Эйнштейна, как неарийскую, а в СССР археология была объявлена буржуазной, отжившей свое наукой, так как побуждала людей вспоминать о прошедшем.

    Однако само взаимодействие науки и власти, тем не менее, остается чем-то единым.

    Умелое и разумное властвование с опорой на науку, расчет, прогнозы способно приносить глубокое нравственное и даже эстетическое удовлетворение, радость не только властителям, но

    и подвластным, побуждать и тех и других к новым совместным общественным делам и свершениям.

    РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

    В наше время существенно возрастают требования к технике, к изделиям промышленности, резко растут объемы производства и серийность изделий. Поэтому главной особенностью развития

    техники становится его связь с наукой. Появился огромный комплекс технических наук - прикладных областей науки, связанных с различными отраслями техники. Более того, в последнее время

    значительная часть технических и технологических инноваций является воплощением новых научных результатов. Резкое увеличение влияния науки и техники на развитие общества, появление

    глобальных проблем, связанных с беспрецедентным ростом производительных сил, количества людей на планете, возможностей современной техники и технологии, привели к формированию нового

    инженерного мышления, основой которого являются ценностные установки личности и общества. Несмотря на многообразие отраслей техники и инженерных специальностей, есть нечто общее, что

    объединяет все виды инженерной деятельности – это техника, направленность на практическую пользу.

    Наука непосредственно взаимодействует с обществом, а власть является составной общества по этому необходимо дать понятие науки, техники, а также рассмотреть роль науки в

    обществе.

    Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого

    информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в

    большей мере– методов его получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

    Такими науками и являются теория познания (гносеология, эпистемология), методология, социология науки, психология научного творчества и др.

    Будучи детерминирована в конечном счете общественной практикой и ее потребностями,

    наука вместе с тем развивается по своим собственным закономерностям. Среди них – преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний и новых), чередование

    относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции), сложное сочетание процессов – дифферен-циации (выделение

    всех новых научных дисциплин) и интеграции (синтез, знания, объединение «усилий» ряда наук и их методов), углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации,

    теоретизации и диалектизации современной науки, усиление ее роли во всех сферах жизнедеятельности людей и социального значения и т. д.

    Бурное развитие науки в

    в., укрепление ее взаимосвязей с техникой, со всеми другими сферами общественной жизни и т. п. породили различные, порой полярные, оценки самой науки и ее возможностей со стороны

    философов, социологов, ученых специалистов. Так, например, М. Вебер считал, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает,

    во-первых «технику овладения жизнью» – как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними. Но,

    согласно Верберу, науку не следует рассматривать как путь к счастью, потому что она не дает ответа на вопросы: что нам делать?, как нам жить?, есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл

    существовать в этом мире? и т. п.

    Разделяя всецело позиции рационализма и научности, К. Поппер считал очень опасным для человеческой цивилизации «восстание против разума» со стороны «иррационалистических

    оракулов». Причины столь модного и в наши дни «интеллектуального расстройства» он усматривал в иррационализме и мистицизме и отмечал, что если эту «интеллектуальную болезнь» не

    лечить, она может представить некоторую опасность своим воздействием на сферу социальной жизни. Кроме того, что...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены