Экологическая тропа

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Экологическая тропа

    План.

    Введение………………………………………………………2

    История создания экологической тропы………………….…3

    Цели и задачи

    учебных экологических троп……………….8

    Типы учебных троп……………………………………………9

    Организация экологической тропы:

    Требования к выбору маршрута……………………….13

    Оборудование экологической тропы………………….15

    Подготовка экскурсоводов………………….…………16

    6. Экологическая тропа и творческая деятельность школьников………………………………………………………19

    7.Заключение……………………………………………………23

    Литература………………………………………………..…25

    Введение.

    Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятель­ности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное

    положение требует создания «учеб­ного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа

    — специально оборудованная в образовательных целях при­родная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направля­ющих

    деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также поле­вого практикума.

    Маршрут экологической тропы выбирается таким обра­зом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный лан­дшафт. Это позволяет

    проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер

    природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятель­ности.

    Экологическая тропа рассчитана на три категории посе­тителей:

    педагогов и студентов;

    старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;

    родителей, отдыхающих, организованных в экскур­сионные группы и др.

    Обычно учебная экологическая тропа посещается орга­низованно под руководством экскурсовода. Однако при на­личии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и

    самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы.

    Протяженность учебной тропы обусловливается време­нем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников)

    — это два, два с половиной часа

    — соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомитель­ные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в

    30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на эк­скурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объекта­ми (до

    1,5ч)

    История создания экологической тропы.

    Впервые понятие природная или экологическая тропа

    появилась в США. В начале века лесничий

    Бентон

    Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по

    Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила

    3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

    Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее из­вестные из больших троп

    — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихо­океанская на западном побережье США. Такие же тро­пы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции,

    Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.

    Более

    15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польской Народной Республики: Беловежском,

    Кампиносском,

    Бабьегорском и др. Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и явля­ются их составной частью.

    Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой Социалистической Республике. Одни проложены по пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной области «Моравский

    крас» («

    Мацоха»), другие

    — в словацких горах «Малой

    Фатры» («

    Стефа-ново

    — Нижние и Новые

    Диеры», «Разбойничья тропа» и др.). Интересен также опыт организации троп при­роды, накопленный в ГДР.

    В России еще до революции, в

    1916 году, в Крыму, в

    7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеход­ная тропа. Ее называют

    Голицынской, так как строи­тельство" проводилось по указанию князя Л. С. Голицы­на. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными

    объекта­ми исключительной красоты и своёобразия

    Широкое распространение учебных и учебно-позна­вательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы

    — первое студенческое природоохран­ное объединение в нашей стране, образованное

    13 марта,

    1958 года под руководством Я.

    Эйларта

    специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. К на­стоящему времени практически вся территория Эсто­нии, .включая

    национальный парк, ландшафтные заказ­ники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта тщательно спланированной сетью учебных троп. Широ­ко известны тропы

    Лахемаа

    — первого национального парка, организованного в

    1971 году. Здесь по­сетители могут ознакомиться с валунными полями лед­никового времени и 200-летними борами (тропа по п-ову

    Кясму), ледниковыми озерами и

    камовым релье­фом (тропа

    Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот (тропа

    Вирусоо) и многими другими природными объектами.

    Примерно в это же время стали создавать учеб­ные и познавательно-рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г.

    Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрос­лых и детей пользуется «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под различных живот­ных

    пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея «Лесное эхо» недалеко от г. Друскининкай уже около

    30 лет существует тропа «Солнечная». Все соору­жения тропы выполнены из неделовой древесины, обра­ботанной, для долговечности по специальной методике. Тропа служит местом

    отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей, приезжающих со всех концов света.

    Оригинальные тропы созданы в лесничестве

    Швянтойи (

    Кретингский район)

    На территории агробиологической станции Вильнюс­ского педагогического института в

    Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе.

    Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организа­ции просветительных троп в природе.

    Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расши­рением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу

    — целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся молодежи. Это предъявляло новые требования не только к

    характеру маршрута тро­пы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили название учебных экологи­ческих, основное внимание обращают не столько на знакомство с

    природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естест­венной, так и преобразованной.

    Опираясь на результаты экспериментов по 'созданию подобных маршрутов, Всероссий­ское общество охраны природы приняло решение распр...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены