Шпаргалка по педагогике

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Шпаргалка по педагогике

    1. Педагогика как наука

    Наука- сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания. Педагогика становится наукой об образовании, процессе

    просвещения и самовоспитания личности.

    Педагогика:

    · как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и

    прогно-зирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

    · наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с

    самовоспи-танием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

    · наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

    По происхождению термин педагогика в дословном переводе -

    детовождение. В России исторически понятия воспитатель,

    воспи-тание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

    Объект педагогики - воспитание в широком смысле.

    воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье,

    обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е.

    Гмурман).

    Основными

    функциями

    педагогики как науки являются: описательная, объяснительная, преобразовательная,

    прогности-ческая, воспитательная.

    2. Воспитание

    Воспитание

    - есть

    один

    из

    факторов

    формирования

    лич-ности. Оно

    заключается

    том, что

    люди

    хотят

    теми

    или

    иными

    средствами

    достигнуть

    определённой

    цели – развивать

    образовывать у воспитанника опред. качества. Качественное

    своеобразие

    воспитания, в

    отличие

    от

    других

    факторов

    формирования

    личности, состоит

    том, что

    воспитатель

    сознательно

    ставит

    определённую

    цель

    и, стремясь

    достигнуть

    этой

    цели, находит

    средства, ведущие

    её

    осуществлению. Таким

    образом, воспитание

    есть

    такое

    общественное

    отношение, в

    котором

    одни

    люди

    воздействуют

    на

    других

    целях

    направленного

    формирования

    личности. Там, где

    есть

    воспитание, учитываются

    движущие

    силы

    развития, возрастные, типологические

    индивидуальные

    особенности

    воспитуемых. Там, где

    есть

    воспитание, на

    полную

    мощность

    используются

    положительные

    ослабляются

    отрицательные

    влияния

    микро-среды. Там, где

    есть

    воспитание, человек

    раньше

    оказывается

    способным

    самовоспитанию. Процесс

    воспитания

    направлен

    на

    формирование

    социально

    важных

    качеств

    личности, на

    создание

    расширение

    круга

    её

    отношений

    окружающему

    миру – к

    обществу, к

    людям,

    самому

    себе. Чем

    шире, разнообразнее

    глубже

    система

    отношений

    личности

    разл.

    сторонам

    жизни, тем

    богаче

    её

    собственный

    духовный

    мир.

    Воспитание (как общественное явление)

    - сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта,

    осущест-вляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного

    уровня и направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений

    Педагогический процесс

    - способ организации

    воспитатель-ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

    Педаго-гический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы. Исследование

    педагогического процесса - основа педагогики. В соответствии с педагог. процессом

    соз-даются методы, методики, приемы педагогической деятельности.

    3. Понятийный аппарат педагогики

    Три фундаментальных понятия педагогики: воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен, но исторически воспитание включает в себя

    обучение и образование. Формирование личности - процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.

    Личность

    социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания. Соотношение:

    человек - биологическая сущность, личность - социальная сущность, индивидуальность - неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности.

    Формирование личности -

    процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

    Развитие

    - объективный процесс внутренних

    последователь-ных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих

    реали-зацию его жизненного потенциала, сущности и назначения.

    Дви-жущие силы развития: внутренние противоречия между

    возмож-ностями личности и ее потребностями, внешние противоречия между возможностями личности и требованиями общества.

    Факто-ры развития: внутренние (наследственный генотип,

    психо-физиологические свойства), внешние (воспитание, среда).

    Воспитание

    - передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие

    человека посредством воспитания, образования, обучения. Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих

    развитие.

    Образование

    - культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование - это основа развития личности.

    Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в

    сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры». Становление творческой личности по Гессену как основная цель

    образования.

    Образование

    · формирование образа мыслей, действий человека в обществе.

    · процесс усвоения знаний, умений, навыков.

    Самообразование

    - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

    Обучение -

    двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности. Учение - ребенок познает мир.

    Преподавание - руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка. Т.о.,

    пед-кая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.

    Самообучение

    - процесс непосредственного получения

    челове-ком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

    Содержание образования

    - система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

    Просвещение

    - распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права,

    искусства, педагогики и психологии).

    Система образования

    - существу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены