Структура педагогических способностей преподавателя

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Структура педагогических способностей преподавателя

    Оглавление

    Введение

    Определение способностей

    Требования реформы к профессионализму труда педагогов

    Структура педагогических способностей

    Результативность педагогического труда и уровень способностей

    Влияние способности на формирование педагогической

    компетентности

    Влияние способностей на педагогическую умелость

    Способность к перестройке в деятельности в условиях реформы

    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    По мере развития общества изменяются, усложняются разные виды труда, в том числе педагогического. Реформа общеобразова­тельной и профессионально-технической школы направлена на

    по­вышение качества деятельности выпускников в условиях общест­венного производства. Она вызвана потребностью общества в людях, любящих труд и умеющих трудиться творчески,

    ответственна дисциплинированно, без брака. Реформа и рассчитана на подготов­ку таких людей.Она предусматривает создание новых объектив­ных условий труда педагогов и

    учебно-познавательной деятель­ности учащихся.

    Объективные изменения в функционировании педагогических систем (ПС) произойдут по следующим направлениям:

    изменятся цели ПС. Общеобразовательная школа будет давать профессию. Но в условиях соревнования с ней профессио­нально-техническая школа должна будет готовить

    высококвалифи­цированного рабочего широкого профиля, имеющего основатель­ную общеобразовательную подготовку, превосходящего выпускни­ка школы профессиональной устойчивостью, творческой

    изобрета­тельностью, ответственностью в работе с материалом, инструмен­том, в отношениях с производственным коллективом;

    изменится содержание учебной информации. Оно обновится как в общеобразовательной, так и в профессионально-технической школе. Уже известно, что для той и другой будет определен

    еди­ный уровень образования. Вместе с тем программы будут учиты­вать профессиональную направленность учащихся. На его базе начнется поиск вариантов профессиональной направленности

    об­щенаучной и общеобразовательной подготовки. В педагогические системы придут новые учебные планы, программы, учебники, а это, в свою очередь, повлечет за собой необходимость

    перестройки си­стемы знаний, прежде всего самих преподавателей;

    изменятся средства педагогической коммуникации, то есть средства, формы и методы педагогического воздействия. Главным средством воспитания станет производительный труд, который,

    как это прекрасно показал А. С. Макаренко, будет средством под­линно эффективным, если, во-первых, он особым образом органи­зован, и, во-вторых, если он сочетается с правильной

    организацией нравственного воспитания учащихся;

    изменятся формы и методы педагогического воздействия вследствие того, что ПС вступят в новые взаимоотношения с об­щественным производством;

    в какой-то мере изменится и сам объект педагогического воздействия

    — учащиеся, вследствие того, что дети начнут учиться с шестилетнего возраста. Более цепкая память у шестилеток обеспечит формирование у них более прочного фонда знаний,

    на­выков и умений не только в начальных, но затем в средних и стар­ших классах;

    изменятся требования к уровню профессионализма педаго­гов, в том числе руководителей ПС, преподавателей и мастеров производственного обучения, в частности вследствие того, что

    более высоко будет оплачиваться административная и вся педагогиче­ская работа. Материальное обеспечение получит аттестация от­дельных преподавателей и поощрение целых педагогических

    кол­лективов. Все это повлечет за собой увеличение напряженности педагогического труда вследствие необходимости субъективной

    , перестройки знаний, навыков, умений, отношений, самой личности

    .. педагога.

    Прежде всего, потребуется переосмысление целей деятельности преподавателями и учащимися: как сделать общеобразовательные, естественнонаучные и профессионально-технические

    дисциплины средствами формирования всесторонне развитой личности, владею­щей профессией, как уложиться с новыми задачами в отведенное время, которого явно недостаточно. Субъективная

    трудность перестройки будет обусловлена тем, что реформа рассчитана на углубление, расширение, упрочение знаний, навыков, умений, интен­сификацию аккумулирования важнейших достижений

    научно-прак­тического знания в процессе преподавания. Новые программы и

    , учебники потребуют от педагогов своеобразного переучивания:

    творческого осмысления нового и реконструирования старой систе­мы знаний. Это тоже будет связано с преодолением сложившихся стереотипов. Поскольку на службу системе образования

    придут новые средства, формы и методы педагогического воздействия и важнейшим средством воздействия станет труд, педагогам придет­ся овладевать новыми средствами педагогической

    коммуникации. Даже уменьшение количества учащихся в классах, деление учащихся на две группы по целому ряду дисциплин создаст, с одной

    стороны, лучшие условия для индивидуального подхода, а с другой

    — для более высокого уровня мастерства в его осуществлении.

    Наконец, вследствие того, что обучение детей начнется с шести­летнего возраста, в целях лучшего управления их учебно-познава­тельной, коммуникативной и трудовой деятельностью

    потребуется накопление новых социально-психологических знаний о них, об их поведении в группе и коллективе, о психологии усвоения ими учеб­ных дисциплин, чтобы воздействие сделать

    более целенаправлен­ным и результативным.

    В этих условиях наименее безболезненно перестроятся самые талантливые педагоги и потому их опыт окажется необычайно цен­ным не только для тех педагогических коллективов, в

    которых они работают.

    В связи с этим в условиях реформы проблема педагогических способностей, одаренности, таланта приобретает не только теоре­тическое, но и практическое значение.

    В настоящей брошюре мы рассмотрим следующие вопросы: со­временные требования педагогических систем к профессионализ­му труда учителя, определение и структуру педагогических

    способ­ностей, .критерии оценки уровня продуктивности педагогического труда и способностей, их взаимосвязь с общими и другими спе­циальными способностями, формирование педагогических

    способ­ностей.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

    На исследования проблемы способностей в советской психоло­гии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоре­тиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н.

    Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности

    были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, А. И. Щербакова, Н. Г. Кушкова и других,

    Почти во все учебники психологии вошло определение способ­ностей, данное Б. М. Тепловым и позднее почти полностью приня­тое Н. С. Лёйтесом. Способности они определяют как

    индиви­дуальные свойства личности, являющиеся условием успешного вы­полнения одного или нескольких видов деятельности.

    Б. М. Теплов особое внимание уделял включению трех обяза­тельных признаков способностей: под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие

    одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще ин­дивидуальные особенности, а лишь такие, которые...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены