Система проверки знаний и умений школьников в процессе обучения истории

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Система проверки знаний и умений школьников в процессе обучения истории

    Министерство образования РФ

    Иркутский государственный педагогический университет

    РЕФЕРАТ

    Тема:

    Система проверки

    знаний и умений школьников в процессе

    обучения истории

    Выполнил: аспирант кафедры всеобщей истории

    Гавриков Алексей Александрович

    Иркутск 2003

    Введение

    Проблемы проверки и оценки знаний и умений учащихся были актуальны во все времена. Сохраняют они свою актуальность и сегодня. В частности, это касается проблем, связанных с

    контролем на уроках истории в средней школе. В наши дни контроль стали рассматривать «как своеобразный метод обучения» [7,545]. При этом принимается во внимание не только обучающая,

    но и воспитывающая его функция. Еще Н.Г.

    Дайри рассматривал проверку знаний учащихся в качестве метода обучения: «Текущая проверка бывает устной, письменной, а также и практической. Это – виды проверки, как

    метода обучения» [4,289]. Не менее актуальны проблемы оценки и отметки знаний на уроках истории. Их рассматривали как методисты советской школы (Н.Г.

    Дайри, А.А.

    Вагин и др.), так и представители современной российской школы

    (И.П.

    Подласый, И.Ф. Харламов и др.).

    Прежде всего, стоит определиться с терминологией и рассмотреть такие понятия, как «диагностика», «контроль», «проверка», «оценка», «отметка». «Нередко они смешиваются и

    взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении» [7,547].

    «Диагностика…– это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов» [Там же, 544]. Дело в том, что современная методика

    сделала решительный шаг вперед, начав уделять внимание не только результатам обучения, но и процессу приобретения знаний и умений, включив их в сферу контроля. «Усиление внимания и

    контроля за самим процессом усвоения знаний» дает возможность, по мнению И.Ф. Харламова, «улучшать индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам, формировать у них умение

    самостоятельной работы и оказывать на них действенное влияние» [8,289]. Помимо того, контроль над самим процессом усвоения знаний позволяет вовремя скорректировать отклонения или

    недостатки в обучении. Обычно различают диагностику

    обученности (результатов процесса обучения) и

    обучаемости (способностей к обучению). В преподавании истории особенно важно учитывать способности и склонность детей к изучению хронологии (многие легко и охотно

    запоминают даты и периодизацию эпох и событий), либо исторических сюжетов и описаний (они легко пересказывают ход событий и описывают их героев, не обращая при этом внимания на

    хронологическую точность).

    «Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой» [7,547]. «Кроме

    проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат проверки). В табелях успеваемости… и т.д.

    оценки фиксируются в виде отметок» [Там же]. Стоит обратить внимание на то, что оценки бывают качественными и количественными.

    Касаясь классификации видов проверки знаний, следует обратить внимание на то, что в разное время разные авторы предлагали свои варианты. В целом, все сходятся на том, что проверка

    (контроль) знаний может быть устной и письменной. Н.Г.

    Дайри выделял следующие виды проверки: «1) текущая, 2) итоговая по разделам программы, 3) итоговая в связи с окончанием учебных четвертей, 4) итоговая в связи с годовыми

    курсами повторения, 5) экзамены в

    VIII

    классах (…), 6) в

    классе экзамены на повышение отметки» [4,3]. Сегодня этот вариант классификации очевидно устарел. Помимо прочего, экзамен в качестве разновидности итоговой проверки применяется

    сегодня и в классах среднего звена. В отношении уроков истории следует отметить, что выпускные экзамены по этому предмету сдаются в форме экзамена по выбору. Наиболее же универсальной

    представляется классификация следующего плана: предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль. Что же касается форм проверки знаний, то их разнообразие постоянно

    расширяется.

    Роль контроля в обучении

    Контроль играет достаточно весомую роль в процессе обучения и в жизни учеников.

    Прежде всего, стоит отметить ту роль, которую играет отметка как таковая в жизни ученика. Ш.А.

    Амонашвили писал по этому поводу: «Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка

    источником радости или горя» [1,12]. Действительно, каждый, наверняка, сможет вспомнить в своей жизни хоть один случай, когда ему до слез обидно было видеть в дневнике отметку ниже,

    чем хотелось бы. Тем более, досадно было, когда ее ставили «ни за что», «несправедливо». Подобные обиды рождаются у детей, как правило, потому, что учителя, выставляя отметку, не

    разъясняют ученикам, почему они их так оценивают. Таким образом, любую выставленную отметку или озвученную оценку необходимо мотивировать.

    Что касается роли контроля в процессе обучения, то он не только призван оценивать результаты учебной деятельности школьников, но и побуждать их к этой деятельности. Так, И.Ф.

    Харламов пишет: «Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться к уроку» [8,231]. Таким

    образом, контроль знаний учащихся при правильном и грамотном его использовании играет роль стимула.

    Помимо того, контроль выполняет и повторительно-обобщающую функцию. На каждом уроке при повторении пройденного ранее материала знания учеников не только оцениваются, но и

    систематизируются. Этот момент в отношении уроков истории особенно важен, так как при этом у детей воспитываются представления об историческом времени и историческом пространстве. «…

    проверка объективно играет роль необходимого этапа формирования знаний, развития мышления и речи учащихся» [4,103].

    Виды контроля

    Остановимся подробнее на видах и формах контроля на уроках истории.

    Предварительный контроль

    позволяет, с одной стороны, сделать срез знаний учащихся накануне изучения нового материала, а с другой – спланировать урок подачи нового материала, исходя из наличных знаний

    учеников. Часто собрать «максимальный объем информации о входных характеристиках

    обученности и оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования…» [7,562]. Однако тестирование не всегда способствует объективной оценке наличных

    знаний учащихся. Так, если, например, ученик не знает годы жизни Екатерины Великой, то это еще не значит, что он не знает, кем она была. Так же, как многие школьники, не зная на вскидку

    даты Бородинского сражения, могли бы рассказать о ходе его событий. И то, что ученик в тестовом задании иногда путает одного исторического героя с другим, далеко не всегда означает, что

    он не ориентируется в исторических событиях. Поэтому при предварительном контроле тестовые задания всегда предпочтительно совмещать с устным опросом.

    Текущий контроль

    , как правило, осуществляется на каждом уроке. Основные его цели – изучение уровня знаний учеников на отдельных этапа...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены