Различные подходы к проблеме объяснения феномена юмора

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Различные подходы к проблеме объяснения феномена юмора

    Министерство образования Российской Федерации

    Оренбургский государственный педагогический университет

    Обзорный доклад на тему:

    "Различные подходы к проблеме объяснения феномена юмора".

    Выполнил: Портнов Дмитрий,

    студент

    курса факультета психологии,

    группа 103.

    Преподаватель:

    Конькина Е.В.,

    старший преподаватель кафедры общей педагогики.

    Оренбург.

    2003 г.

    Сколько людей – столько и мнений. Во все времена мыслители обращались к проблеме юмора, пытаясь выяснить его природу, понять значение и функции – каждый находил что-то новое и

    оригинальное в подходе к решению этой задачи.

    Одним из первых сделал попытку объяснить феномен юмора Платон. Он говорит о двойственной природе смеха, который соединяет боль и удовольствие, т.к., порождаемый поведением

    других людей, он является ответом на их ошибки. Ошибки – это несчастья человека, а, значит, мы сеемся над несчастьем человека. Несчастье –боль, смех – удовольствие.

    Цицерон привел первую классификацию приемом остроумия:

    1. Смешное, проистекающее из самого содержания предмета.

    2. Смешное как словесная форма, которая включает в себя: двусмысленность, неожиданные умозаключения, каламбуры, необычные истолкования собственных имен, пословицы, аллегорию,

    метафоры, иронию. Причиной же смеха он считал что-то безобразное переданное небезобразным способом.

    Много столетий спустя Гоббс, обращаясь к проблеме смеха, отмечал психологическую парадигму этого феномена. Он утверждал, что смех – это всегда радость. Детерминировать смех

    могут различные события, общее в них – что-то новое и внезапное: тогда у человека возникает чувство ликования оттого, что он осознал что-то значительное в себе самом и сравнил это

    значительное со слабостью других или своей немощью в прошлом.

    Брейн

    определил смех как выражение торжества победы над врагом. Но смех настолько связан с радостью победы, что превратился в выражение радости вообще. Еще одна функция смеха –

    умственная разрядка, отдых, снятие напряжения.

    Во второй половине

    века Спенсер обратился к структуре ситуаций, вызывающих смех. По Спенсеру есть смех, вызванный простыми чувствами, и есть комический смех. В первом случае – это выплеск нервной

    энергии, накопленной в результате воздействия сильных эмоциональных встрясок, во втором – означает "нисходящую несовместимость": человек ждет чего-то большего, а находит маленькое. Если

    же вместо ожидаемого маленького обнаруживается неожиданно большое, то возбуждается чувство удивления от "восходящего большого".

    Интересен подход Хартли. Он подошел к изучению комического как эволюционист, попытавшись проследить изменение смеха на протяжении жизни. Хартли анализирует смех от щекотки, как от

    быстрого чередования противоположных ощущений: болезненного прикосновения и мгновенного исчезновения боли. Все раздражители, вызывающие смех, по своей сути, есть такое чередование.

    Хартли рассматривает эволюцию таких раздражителей в течение жизни и приходит к выводу: по мере взросления меняются раздражители, но не их структура, смех, таким образом, – ответ на

    "психологическую щекотку".

    Шотландский философ Дж.

    Битти разделял смех на естественный и искусственный. Роль искусственного смеха, такая же, как песня мальчика, пытающегося скрыть от себя страх. Естественный смех

    подразделяется на животный (от щекотки, от радости) и интеллектуальный – от осознания смешной идеи.

    Дж. Локк интересовался особенностью остроумной мысли, которая отличает ее от неостроумной. Он различает простое суждение и остроумное. Цель первого – избежать заблуждений,

    основанных на случайном сходстве, а секрет остроумия прежде всего в сходстве идей и их объединении, быстром и прихотливом, которое дает чувство удовольствия.

    Шопенгауэр определял смех через особенности чувственного восприятия и рассудочного знания. Философ видит ключ к объяснению комического в победе чувственного восприятия над

    абстрактным знанием. Смех появляется там, где осознается несовпадение понятие с реальностью, т.к. понятие охватывает только часть свойств, и наступает момент, когда осознается

    несоответствие между объектом, взятым во всей совокупности свойств и однобоко отражающим его понятием. Смешное по Шопенгауэру делится на остроумное и глупое. Остроумие – это форма

    смешного, которая осознанно смешивает разные объекты, пользуясь тем, что их можно описать одним понятием; неожиданное обнаружение различий понятий, входящих в одно понятие–природа

    глупости.

    Противоположных взглядов придерживался Анри Бергсон. В начале

    века большую популярность имела книга его "Смех на сцене и в жизни". Ее основные постулаты: первое, все смешное должно быть "человечно" (животные и неодушевленные предметы смешны,

    если напоминают о чем-то человеческом), и, второе – для смеха характерно отсутствие чувств. Ведущая концепция Бергсона в осознании природы комического – концепция "социального

    упрямства". Человек, подчиняясь общественным требованиям, не имеет права давать волю своим привычкам, поэтому общество настороженно относиться ко всем проявлениям такого автоматизма,

    т.е. недостатку гибкости ума, характера и тела. Эксцентричность всегда асоциальна. На проявление эксцентричности общество отвечает смехом, цель которого – исправление. Назначение смеха

    – постоянной угрозой нависать над человеком, корректируя его социальное поведение, поэтому смеются над пороками, промахами, просчетами и ошибками, а случается и над добродетелями:

    главный критерий – отсутствие социальной гибкости.

    Оригинальный подход к поиску разгадки смеха предложил З. Фрейд. Он считал, что остроумие носит подсознательный характер и по его движущим мотивам разделял на:

    обусловленное сексуально, т.е. это такое же средство привлечь партнера, как, например, красивый павлиний хвост;

    обусловленное агрессивно, т.е. едкая острота по адресу врага и соперника – это нечто вроде символического убийства;

    остроумие цинически-святотатственное, т.е. протест против ограничений, налагаемых;

    остроумие скептическое, т.е. сомнение в надежности познания.

    Фрейд проводил различие между чувством юмора и остроумием, которое он выводил из представления об экономии психической энергии. Так остроумие экономит психическую энергию, т.к.

    снимает необходимость тормозить свои агрессивные побуждения. Остроумие – отдушина для враждебных чувств, если эти чувства не могут быть "изжиты" другим способом, а также отдушина для

    разрядки полового возбуждения. Комическое отличается от остроумного тем, что оно неумышленно. Комизм доставляет удовольствие, позволяя на непродолжительное время вернуться в состояние

    детской беззаботности, и экономит психическую энергию благодаря достигаемой с его помощью "экономии мышления". Наконец, чувство юмора, обнаруживая смешную сторону любого явления,

    неблагоприятного, преобразует

    боль и гнев в улыбку и смех – это экономия чувств.

    Таким образом, загадка смешного, комического и остроумного с давних пор привлекала исследователей. Невозможно составить не только исчерпывающий обзор, но и простой перечень

    трактатов, посвященных комическому, правда, несмотря на ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены