Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

    План

    Введение

    Формирование познавательных интересов в обучении

    Новый материал

    Самостоятельная работа

    Проблемное обучение

    Занимательный материал

    Геометрический материал

    Развитие познавательных способностей

    Развитие внимания

    Развитие восприятия

    Развитие мышления

    Развитие памяти

    Литература

    Введение

    Однажды известного физика Альберта Эйнштейна

    спросили :

    “Как делаются открытия?”

    Эйнштейн ответил:

    А так: все знают, что вот

    этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие

    ”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и

    точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не

    знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “

    сомневаться

    ”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливаетинерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

    В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается

    лишь в том, чтобы

    раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия,

    наконец,

    использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании

    которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

    Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным

    стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

    Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая

    деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

    Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов

    - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

    Познавательный интерес

    - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает

    более продуктивно.

    Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать

    устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

    Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.

    Классическая педагогика прошлого утверждала –

    Смертельный грех учителя – быть скучным

    ”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация

    познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически

    возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его

    качества.

    Познавательный интерес напр

    влен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и

    усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и

    завершению деятельности.

    Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

    Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки.

    Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже

    желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет

    готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

    К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не

    хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться

    о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется

    учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

    II Формирование познавательных интересов в обучении.

    Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

    Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание

    учебных предметовсодержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

    Первое,

    что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ

    богатства, заключенного в научных знаниях, являются

    важнейшим звеном формирования интереса к учению.

    Каковы же пути осуществления этой задачи?

    Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться .

    Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

    Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в

    среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

    Но познавательный интерес к учебному материалу не может подддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему

    воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале

    выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены