Космическая педагогика К. Вентцеля

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Космическая педагогика К. Вентцеля

    КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КОНСТАНТИНА ВЕНТЦЕЛЯ

    Творчество К. Н.

    Вентцеля (1857-1947) явило собой уникальный пример синтеза двух великих идей, получивших распространение а мировой и отечественной культуре в конце XIX — начале XX веков, и

    вновь с новой силой возродившихся в последние десятилетия.

    Выдающийся мыслитель и педагог, наследие которого несомненно еще будет по достоинству оценено потомками, Вентцель был одним из наиболее ярких и талантливых теоретиков свободного

    воспитания Двигаясь от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного творческого индивидуального развития, Вентцель пришел к идее

    космического воспитания. Он понимал личность как неотъем­лемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерас­торжимости и органического единства Человека, Человечества и

    Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми русскими мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э.

    Циолковским, А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни Космоса.

    Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в конце 10-х — начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном, к сожалению, до сих пор не

    опубликованном труде «Религия Творческой Жизни» (1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии,

    которую он называл Рели­гией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творчес­кое жизнепонимание,

    жизнечувствование и

    жизнеустремление духов­но освобожденного человека, которое допускает бесконечное разно­образие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что это религия

    отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу

    Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармони­ческом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего

    выражения и глубины. Эта религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы общественного соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить антицерковный

    характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в

    связи с этим он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или Истории, ведущих к

    прогрессивному ос/

    щегтапению высших

    ирс.э-СТННЫХ и общечеловеческих идеалов. По ?

    смь;с"у

    Вентцеля, культ должен был

    дь^ггься тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое творческое жизнепонимание. Фор­мулирую психолого-педагогические

    оа-юьы ;-

    ювой

    рег.игии/ он

    утверж-д(1л, что в Культе творческой личности

    БсзжнеЙ!ь'ую роль буде1

    и.^хпь Культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет

    хсрОг-тер свежести и ^

    ро.^!

    т молодости В Культе Ребенка Вентцель

    в^дег: ту субстанцию,

    которсж не дает человечеству стариться, придает

    е"о существованию характер длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с том,

    мыспюель постоянно подчеркивал, что эти

    формь." Культа не будут иметь {^

    ичепэ общего с культами старых религий, они будут служить только самым

    чисгым, естестве! !

    ным и свободным

    ьь.рох.сиием

    любвя, уверения »' благоговения, которое вызывает у :-юс Вселенная и

    Ребенок,- кок снежный

    ростог той личности, из

    котор-ой должно

    ьырости Творческой Личность при заботливом уходе и

    нцдпежощем воспитании» (

    Ниучный

    ор^в РАО^ Ф. 23, оп. 1, ел хр. 1, п. 468-469).

    Вэнтцель был одновременно и

    прозорпиз!:^ и в достаточной степени наивным

    челоаеком. Он совершенно отчетливо представлял, что происходит в

    строне после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье «Религия и

    нравственносты»:

    йИстория последнего времени явила ном в сфере политической деятельности образ людей, одержимых манией спасения людей для земного

    цсрсга и для достижения этой цели, подобно фанатикам

    регшгиозной веры. не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже

    ужасиых

    праступлений, которые только загипнотизирован

    ны?»« людям могут казаться не преступлениями, а геройскими поступками» ^Научный архив РАО, ф. 23, оп. }, ед. хр. М, л. ] ]2^.

    И, вместе с тем, Вентцель зимой ^922 г. начал читать курс лекций по

    Релипчи Творческой Жизни в Воронежском университете. Разуме­ется, долго этого «безобразия» терпеть не могли. Последовали доносы и в партийном официозе «Воронежская

    ко.^муна» в начале февраля 1922 г. было опубликовано выступление «коммуниста-атеиста тов.

    Божко-Божинскси о».. который говорил о том, что

    бентцель «находится в резком противоречии с революционной практикой. Само собой разумеется, — продолжал он, — мы не должны принять его теорию, а отбросить как негодную,

    вредную и реакционную утопию, не способ­ную помочь организации наших сил, которая направлена на то, чтобы переделать мир. Теория

    Вентцеля содействует контрреволюции, она организует ее силы. Она собирает силы в интересах буржуазии и направлена на распыление сил пролетариата. Это убаюкивающие сказки

    для взрослых людей, которые не успевают шагать вместе с историей и безнадежно от нее отстают. Скажите, что это такое, как не бредни. Как не вера предков, которая давно должна быть сдана

    в архив. Поскольку Вентцель убежден в правильности и осуществимос­ти своей теории и вместе с тем искренне желает свободы всему человечеству, мы ему

    лосозй^свели бы отправиться дня ее проповеди. на «на другой берег»/' в лагерь буржуазии».

    Хотя намек звучал довольно прозрачно, 65-летний философ не уехал за границу, а вернулся обратно в Москву/ где сумел переиздать несколько своих ранних дореволюционных книг. С 1924 г.

    Вентг.ель прекратил все попытки открытых публикаций и целиком отдайся научной работе «в

    сгол».

    Во второй половине 20-х и в

    ЗО-о годы в обстановке .все более усиливающегося тоталитаризма Вентцель пишет ряд работ — «Про­блемы космического воспитания» (1925 г.), «Философия творческой воли» (1937

    г.), «Лучи света на пути творчества» (1937 г.) и др., — в которых развивает теорию нового направления в воспитании — космическую педагогику.

    Вентцель был

    убехзден, что поскольку человек представляет часть вселенной, космоса/ постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека

    е качестве члена Космоса/ как гражданина Вселенной. Он пришел к выводу/ что должно осуще­ствляться специальное космическое воспитание и должна существо­вать специальной

    отрасль антропологии — космическая педагогика в рамках которой проблема

    соспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои

    специфич

    ные цели и требует особых приемов и

    методоз для их достижения.

    Пс его мнению, новую культуру можно строить только на

    косу,ичэа

    и^...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены