Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя

    ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ.

    РЕФЕРАТ

    по педагогике высшей школы

    Тема:

    Комплекс профессиональных способностей вузовского

    преподавателя

    Научный руководитель:

    д.п.н., профессор кафедры педагогики ВГПУ

    Коробейникова Л. А.

    Работу выполнил:

    соискатель кафедры педагогики ВГПУ

    Халявина О. А.

    Вологда

    1999 г.

    План:

    Введение

    I Понимании способностей деятельностным подходом отечественной психологии.

    II Структура профессиональных способностей преподавателя вуза.

    Заключение

    Библиография

    Исторические закономерности социально-экономической, политической, экологической жизни в России способствовали

    переходу к новой образовательной парадигме, личностно-ориентированному подходу заставляют исследователей обратиться к личности, индивидуальным свойствам преподавателя высшей школы.

    Переходное состояние общества, рыночная конкуренция, нестабильность не только повлекли за собой смену деятельностных ориентаций специалистов высшей школы (занятие бизнесом, например),

    но и требуют задуматься над комплексом профессиональных способностей преподавателя — педагога, методиста, ученого.

    На исследование проблемы способностей наибольшее влияние оказали труды выдающихся теоретиков психологии Б. М.

    Теплова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова. Проблема педагогических способностей стала предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, Н.

    Г. Куликова. Способности, необходимые в научной работе изучали Н. В. Кузьмина, З. Ф. Есарева, К. К. Платонов и другие.

    Целью нашей работы является рассмотрение педагогических и научных способностей как комплекса, включающего

    гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный компоненты. В процессе написания необходимо решить следующие задачи:

    В первой части раскрываются сущность понимания способностей отечественными психологами, связь их с деятельностью, в том числе и профессиональной вузовской, во второй части подробнее

    рассматриваются способности, необходимые для самореализации педагога и ученого.

    I Понимание способностей в деятельностной концепции отечественной психологии.

    Уровень способностей наряду с направленностью личности и структурой ее компетентности является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в профессионально-педагогической и

    научной деятельности.

    Способности определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одной или нескольких видов деятельности

    . Понятие способностей не сводится только к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека, а характеризуют глубину, быстроту, прочность овладения той или

    иной деятельностью. Ф. Гальпан в

    XIX в. положил начало экспериментам и статистическому исследованию в этой области индивидуальных различий людей. Способности обнаруживаются в процессе овладения

    деятельностью и тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении

    какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может стать условием успешности различных видов деятельности.

    Способности имеют свою структуру:

    сложные

    общие

    частные

    общие

    частные

    Структура способностей

    Элементарными общими способностями являются присущие всем индивидам свойства (глубинный глазомер, способность к суждениям, воображению, эмоциональной памяти). Эти способности

    считаются врожденными.

    Элементарными частными называются способности, составляющие отдельные свойства личности на основе индивидуального своеобразного обобщения соответствующих психических процессов

    элементарных, но не всем присущих (доброта, смелость, сообразительность, эмоционально-моторная устойчивость).

    Сложными общими являются социально обусловленные способности, возникающие на основе элементарных (способность к труду, общению, речи, обучению и воспитанию). Они свойственны не всем

    людям в равной степени.

    Сложные частные способности — это способности к конкретной специальной деятельности, профессиональные, в том числе и педагогические; способности к наукам (математические,

    музыкальные, изобразительные и т.д.). Структура способностей в высшей степени динамична и одни ее компоненты в значительной степени компенсируются другими. Формирование способностей

    происходит от простого к сложному, совершается в виде движения по спирали: реализуя возможности, которые представляют способности данного уровня, открывают новые возможности для

    развития способностей более высокого уровня.

    Поскольку способности влияют на качественные показатели формирования умений, навыков, они напрямую связаны с овладением мастерством при выполнении той или иной деятельности.

    Схема этапов формирования умений такова:

    Осознание цели действия и поиск способов ее выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания и навыки, деятельность методом "проб и ошибок".

    Знание о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, несистематических для данной деятельности навыков.

    Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою деятельность.

    Творческое использование умений и навыков в данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора и способов ее достижения.

    Творческое использование различных умений.

    Нужно отметить, что педагогические способности относятся к сложным частным, специальным, они формируются в

    педагогической деятельности, так же как и научные — в исследовательской, поэтому необходимо рассмотреть структуру самой научно-педагогической деятельности.

    Преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки.

    "Педагогическая энциклопедия" дает такое определение: "Преподаватель — в широком смысле слова — работник высшей, средней специальной или общеобразовательной школы, преподающий

    какой-либо учебный предмет, в узком смысле слова — штатная должность в вузах и средних специальных учебных заведениях. Педагогическую работу в вузах ведут профессора, доценты,

    ассистенты, старшие преподаватели... Старший преподаватель в вузе (обычно кандидат наук) выполняет работу, поручаемую доценту.

    Преподаватель проводит практические и семинарские занятия. В вузах и специальных учебных заведениях на преподавателя возлагается учебная и методическая работа по своей специальности,

    руководство учебной и производственной практикой, самостоятельными занятиями и научно-исследовательской работой студентов".

    Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в

    единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетание педагогической и научной деятельности; исследовательская работа обогащает

    его вну...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены