Исторический материал на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Исторический материал на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности

    Исторический материал на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности.

    Математика и история-две неразрывные области науки.

    Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие

    окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те

    хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит

    нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и

    практики.

    Но этой же особенностью математической науки в значительной мер объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет

    использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства наук. Ибо научная

    дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и потому необходима требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, - такая дисциплина, очевидно, лишь

    в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.

    Лучшие педагоги прошлого постоянно подчёркивали недостаточность и педагогическую ошибочность чисто абстрактного изложения математики и настаивали на

    том, чтобы математика получала зримые черты метода познания окружающего нас мира. В этом отношении значительный интерес представляют в замечательной брошюре М. В. Остроградского и

    А. Блума «Размышления о преподавании» следующие слова; «Кто из нас не видел, что из пятидесяти соучеников, по меньшей мере, сорок испытывали отвращение и падали духом

    из-за абстрактности идей, преподносимых до того, как они становились понятными на примерах из житейской практики» В «обращении к читателям»

    «Истории математики в школе» местный педагог, математик Герш Исаакович Глейзер писал, что на основе своего личного тридцатилетнего опыта работы в школах он рекомендует на каждые

    шесть уроков по одной беседе. «Условный термин «беседа» следует понимать, как сообщение некоторого факта из истории математики, который может быть преподнесён ученикам в виде

    рассказа, рассмотрения и объяснения рисунка, краткого замечания, разбора задачи, сопровождаемого исторической справкой.

    Обратиться к историческому материалу на уроках математики меня, безусловно, подвигло моё давнее увлечение историей в целом и историей математики в

    частности.

    Естественным в данной ситуации я считаю и огромный интерес детей к данной проблеме. Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют

    равнодушными: ни тех, для кого логика - «наука первая…из всех», ни тех, для кого важна эмоциональная окраска получаемых знаний. В конечном итоге выигрывают все.

    Особое место об обучении математике занимают задачи, в основу которых положен исторический материал, разнохарактерные письменные источники, например,

    старинные задачи, сказки, свидетельства античных авторов.

    Меняются школьные программы, учебники и методики обучения, взгляды учёных на отдельные исторические явления и целые эпохи. Но исторические документы

    обладают непреходящей ценностью. Общеизвестно, что науки не только граничат друг с другом, но и взаимно обуславливают и дополняют друг друга.

    Математика и история

    -две неразрывные области знания.

    Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим

    содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её

    понять.

    Как

    , решая проблему формирования интереса учеников к учению, использовать возможности двух школьных предметов? Сведения из истории математики, задачи

    исторического характера, софизмы-лишь немногие «точки соприкосновения» этих, казалось бы, далёких, но достаточно близких наук.

    Как

    , добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в

    повседневной жизни, но и для изучения других предметов? Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи,

    система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний. Конечно, в учебниках мы встречаем и

    исторические страницы. Читая их, узнаём о появлении и развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач.

    И, тем не менее, творчески работающему учителю тесно в рамках

    того исторического содержания, которое приводится в учебнике.

    Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают

    диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы

    искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей

    удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой

    многогранной науки.

    Из всего выше сказанного можно сделать

    вывод,

    что на уроках математики необходимо использовать элементы историзма, так как:

    Вводимый

    уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения

    интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся, с самим понятием творчества,

    с творчеством в науке, коснуться многих решающих правительственных категорий, связанных с этим процессом.

    С помощью исторических уходов в уроке, педагог может дать возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировкам теорем, как бы вновь «открывая»

    их, давать ученикам искать их доказательства, побуждать в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими со

    своими одноклассниками. Обычно всё это способствует обучению школьников умению самоопределяться, учиться быть уверенным в своих возможностях и отстаивать собственные взгляды и

    убеждения.

    Тщательно продуманные и организованные учителем научные споры на уроках, основанные на обсуждении исторических проблем математики,

    способствуют воспитанию у учащихся терпимости к чужому мнению, уважению к себе через уважение к другим, через бережное отношение к окружающим, то есть

    толерантность. Эти научные споры обучат также способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам, способности и разрешению конфликтных ситуаций.

    Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры, говорил В. А. Крутецкий. Исторический мате...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены