Гражданско – патриотическое воспитание школьников

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Гражданско – патриотическое воспитание школьников

    Гражданско – патриотическое воспитание школьников.

    В.В. Каменец

    учитель истории и обществознания

    Лакомобудской средней общеобразовательной школы.

    Брянская область.

    1. Развитие содержания понятия «гражданское воспитание» в педагогике 20 в.

    В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин

    «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные

    государственные воспитательные институты – трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого.

    Осуществление гражданского воспитания, утверждал Г. Кершенштейнер, может вывести большинство населения, ранее слепо подчинявшееся государству, на путь его

    сознательной поддержки и будет лучшей защитой против опасности тирании большинства, господства черни, партийной тирании..

    В работе «Понятие гражданского воспитания» Кершенштейнер конкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательное приучение детей и подростков к

    добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а

    следовательно, требующего тщательности и ответственности.

    В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое

    определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.

    В отличие от Западной Европы, где городское самоуправление противостояло государственному абсолютизму, в России общинное, земское самоуправление выступало против

    боярской, а затем и дворянской аристократии, но при этом всегда поддерживало сильную центральную власть, играло важную роль в укреплении российской государственности.

    В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа,

    состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского

    общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное

    нравственное содержание.

    Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания

    гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

    В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно – монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на

    принципе нравственно – православного долженствования.

    Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью

    утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.

    Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в

    стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженные борец за победу коммунизма в стране и в

    мировом масштабе.

    Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического

    участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить

    это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта

    народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).

    Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны,

    связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к

    воспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие «гражданского воспитания»

    било поглощено понятием

    «коммунистическое воспитание», понятие гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе.

    Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной

    наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется

    на основе выработке простых норм нравственности – чести. Человечности, трудолюбия.

    Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее,

    провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.

    Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение

    гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания

    стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, т.е.педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте

    народовластия.

    В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы

    патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации

    общества и укрепления государства.

    В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе

    гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и

    патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и

    деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены