Безнадзорность, как социальное явление

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Безнадзорность, как социальное явление

    Введение.

    В ходе недавнего телемоста с Президентом страны один из заданных ему вопросов касался современных беспризорников.

    Вот что он ответил на этот вопрос:

    «Да, проблема острая, очень чувствительная для всех нас», - сказал Владимир Путин. - « И она связана с известными тяжелыми событиями начала 90-х, середины 90-х годов, связана с

    подрывом института семьи как таковой. Ведь очень много беспризорных детей при живых родителях - в отличие от ситуации в то время, о котором вы вспомнили, после Гражданской войны.

    Там-то беспризорники появлялись в связи с тем, что родители погибли на фронтах Первой мировой или Гражданской войны, а здесь очень много беспризорных детей при живых родителях. Вот в

    чем проблема. Но чем бы она ни была вызвана, она есть, и, конечно, государство должно обратить на это больше внимания, чем обращало до сих пор. Хотя, вы знаете, наверное, я постоянно

    ставил перед Правительством эти вопросы. У нас существует программа решения этого вопроса, будут выделяться соответствующие средства и ресурсы, в том числе на укрепление приемных

    семей, хотя здесь у меня очень много вопросов и по укреплению института усыновления, укреплению детских домов. Все это планируется, и мы, конечно, это будем делать».

    Что можно добавить к словам Путина?

    По данным Генеральной прокуратуры России, сегодня в стране порядка 2 миллионов беспризорников со всех концов бывшего СССР, в том числе, конечно, из районов, опаленных войной. У

    кого-то из этих детей родители погибли. У других мамы и папы потеряли жилье и сами оказались под мостом. Многие дети жили в семьях алкоголиков и наркоманов, подвергались побоям и, не

    выдержав «прелестей» домашнего очага, сбежали в «чисто поле». Причины детской бездомности разные, общий только результат: месяцы и годы жизни на вокзалах, в подвалах и теплотрассах,

    без нормального питания, без образования, без надежды на то, что мир когда-нибудь повернется к тебе лицом. Впрочем, образование-то как раз все желающие получат, правда, весьма

    специфическое, в криминальной среде.

    Не так давно министр внутренних дел Рашид Нургалиев сказал, что страна переживает третью - после Гражданской и Отечественной войны - волну беспризорности. Общая ситуация в

    «молодой России» такова, что даже по самым скромным подсчетам, в стране сегодня 2 миллиона неграмотных подростков, свыше 6 миллионов несовершеннолетних находится в социально

    неблагоприятных условиях. Общее количество смертей от наркотиков в России по сравнению с 1980-ми годами выросло в 12 раз, среди несовершеннолетних - в 42 раза. Беспокойство вызывает

    рост детской преступности: в 2005 году было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений совершенных подростками, на 6,2 процента больше, чем за год до этого. В этой мрачной

    статистике весьма значительный процент приходится на долю юных бродяг. Именно они представляют собой самую серьезную «группу риска». Исходя из

    всего вышесказанного, данная тема кажется мне весьма актуальной в реалиях времени.

    Цель работы состоит в том, чтобы

    исследовать не только суть этой социальной проблемы, но и глубинные причины её формирования.

    Для решения поставленной цели мной была изучена и

    проанализирована специальная и учебная литература по социологии и социальной педагогике, были исследованы данные периодической печати, самые точные показатели статистики

    были получены в глобальной сети Интернет.

    В своей работе мне хотелось ответить на следующие вопросы:

    С чего началась беспризорность в нашей стране?

    Что государство делает, для того чтобы уменьшить количество бездомных детей?

    Чего можно ожидать от детей, которые выросли в подвалах и на чердаках?

    1.Истоки вопроса беспризорности.

    1.1. Сироты в годы Гражданской войны.

    Октябрьский переворот окончательно разрушает зарождавшуюся

    в России систему призрения беспризорных. В условиях хаоса и разгорающейся

    Гражданской войны не было власти, которой было бы дело до интересов детей. Разоряются и закрываются лавки и мастерские, традиционно использовавшие труд

    подростков, которых теперь выставляют на улицу. Население крупных

    городов стремительно нищает, становится еще труднее прокормить семью.

    Отдельную проблему составляют дети репрессированных. Их отправляют

    к родственникам, но тем тоже часто приходится туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или - что довольно часто случалось - про детей забывали

    вовсе.

    Если, по данным переписи земских врачей на 1913 год, полные сироты составляют не более 25%, то к 1918 году полные сироты среди беспризорных составляют уже 40-45%, и таким

    образом в беспризорной среде снова превалируют сироты, лишившиеся родителей из-за войны, голода и революционных репрессий.

    Дети рабочих оказываются в самом невыгодном положении, поскольку

    у большинства из них не было в городе близких родственников, способных принять осиротевшего ребенка. Детей мещан чаще забирают в семьи родственники или друзья

    погибших, но и они частенько пополняют ряды

    уличных детей.

    С первых лет Советской власти вся работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена на Совет защиты

    детей. Однако Совет защиты детей Наркомпроса в эти годы - скорее номинальная организация, не располагающая сколько-нибудь реальными силами и возможностями.

    К 20-му году рост беспризорности достигает апогея и приостанавливается. К этому времени сироты среди беспризорных

    составляют уже более 60%, но точных данных по-прежнему нет, так как не

    ведется даже грубого учета. Однако ситуация уже осознана, и

    предпринимаются первые попытки регулярной борьбы с беспризорностью силами государства, но пока они больше похожи на борьбу не с беспризорностью, а с

    беспризорниками.

    И тут возникают новые обстоятельства. Кампания Советской власти по

    продовольственному обеспечению - продразверстка 1920 года, последовавшая за ней засуха и неурожай, бестолковое управление продовольственным снабжением, создают крайне тяжелую

    ситуацию на селе.

    Дети массово теряют родителей и сами

    гибнут от голода. По дорогам

    бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани.

    За два года (1920-1922) количество беспризорных выросло на порядок,

    и снова меняется их социальный состав. Дети-сироты

    составляют 70-60% от общего числа, и большинство их происходит из крестьян (до

    40%). Среди беспризорных все больше становится детей из зажиточных семейств

    кулаков, инженеров и дворян. Но главная проблема заключается в том, что

    на фоне всеобщего обнищания, голода, отсутствия элементарных предметов

    потребления, неэффективности денежного обращения основными способами

    добывания пропитания становятся

    криминальные. К этому моменту срок

    неэффективной работы с беспризорностью (с 1915 по 1920 год) уже составляет 5 лет. Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась новая устойчивая система

    беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим языком, традициями и нравами. За это время часть детей просто выросла в криминальной среде, помня о своем беспризорном опыте...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены