Мусоргский - "Картинки с выставки", "Гном"

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Мусоргский - "Картинки с выставки", "Гном"

    Воронежский Государственный Педагогический Институт

    Мусоргский

    "Картинки с выставки"

    "Гном"

    Контрольная работа

    по гармонии

    студентки Ш курса заочного

    отделения музыкально-

    педагогического факультета

    Воронеж 1998 год

    "Не музыки надо нам, не слов,

    не палитры и не резца...

    мысли

    живые подайте, живую беседу с

    людьми

    ведите какой бы сюжет вы

    ни избрали

    для беседы..."

    Из письма М.П.Мусоргского

    В.В.Стасову от 23

    ноября 1875г.(1.4)

    Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в

    фортепианной программной музыке его времени.

    В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года.

    В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

    Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана.

    Гартман был человеком живым,

    делали Поэтому

    страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича.

    Свое произведение, под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман».

    Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например,

    каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его

    путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. которые

    составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок.

    «Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года.

    он дорогой generallissime, Гартман кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе

    повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать ... считаю удачным». (2.106)

    Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

    Он очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка,

    предоставлял Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и

    даже сказочные сценки.

    По словам Семёна Исааковича Шлифштейна оригинальна.

    Оригинальность заключается, прежде всего в самом типе сюиты: не романтическая сюита - карнавал, а разнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой и

    образами прошлого, романтическое, жизненно повседневным, «высокое» с «низким». (6.)

    При этом подхода композитора

    к воплощаемому им миру художника. ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения

    крепко связанного между

    форме «Произведение «Прогулка»

    как бы иллюстрирует переход зрителя к следующему экспонату выставки и что здесь себя» (1.14)

    «Именно в этой теме «перехода» от одной картинки Тема спокойная, распевная, напоминающая

    одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственные русским песням»(2.107)

    Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщённый характер.

    В ней Это воплощение русского народного

    духа.

    Особое место отведено в «Картинках с выставки» фантастических образов «Гном» представляет собой в творчестве Мусоргского

    совершенно новый а поэтический вымысел, мир творческого воображения.

    «Конечно, ни о какой иллюстративности музыки здесь не может быть и речи,

    Гартмана карлика)» (6.219.)

    Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человека. Но иногда всё-таки прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас

    посочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаённому горю.

    Мусоргский как волшебник оживляет фигурку, Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор

    выбирает месте,

    спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего -то боится, жаловаться, то опять бежит без оглядки.

    Этот образ рисует и изломанная мелодия,

    замирающими.

    подчёркивает мрачная тональность ми бемоль минор. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ. Это ощущение усиливает гармония неустойчивая, застывшая и

    неопределенная в 1-ой теме, 2-ая тема, благодаря синкопированному

    ритму и нисходящим ходам секундам, кажется ещё осторожнее, ещё таинственнее.

    «Ещё от Глинки в русской

    умещённого септаккорда.

    короткие форшлаги в окончаниях фаз придают музыке оттенок игрушечности, скерцозности, отодвигают трагическое в сферу сказочности(1.16.)

    Средняя часть пьесы более трагическая. Она выражает чувства гнома, даёт его характеристику.

    горестные мысли его выдают и мрачная ладовая окраска, На

    громкой динамике ff идёт

    фантастическая игрушка лишена надежды на тепло и человеческое счастье» (1.17.)

    Но вот гном насторожился, опасность.

    Здесь начинается Но это тема звучит более трагично и гневно. Последняя фраза налетает

    как ураган и уносит за собой печали и горести гнома. верить, что бедный маленький гном пройдёт свой путь «по лесным кочкам и трущобам»

    и выйдет туда, где сияет солнце и ждёт его счастье.

    И хотя с выставки» единственное из значительных фортепианных произведений Мусоргского, в нём отражена индивидуальность автора, неповторимая образность его

    мышления.

    «Виртуозность без стереотипных форм виртуозности, живопись, как средство образной конкретизации

    и выявления внутренней душевной сути - так можно было бы сформулировать то новоё в

    области фортепианной стилистики, что пришло вместе с «Картинками с выставки» в культуру русского и мирового пианизма»(5.221)

    «Картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти Мусоргского. Композиторов-симфонистов

    оркестровых цикла осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.

    Фрагменты урока

    · Дети, все бросайте игры,

    Слушайте рассказ!

    Жили-были где-то гномы

    Далеко от нас...

    Эти гномы были крошки,

    Жили все в лесах.

    Ростом хоть не больше кошки,

    А внушали страх.

    Вот с таким таинственным, вами сегодня познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка великого русского композитора

    Модеста как вы их себе представляете? В каких сказках живут гномы? (Ответы детей)

    · герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники.

    Однажды Модест что

    вернувшись домой он превратил свои впечатления от увиденных картин, назвал «Картинки с

    выставки».На языке музыкальных звуков он рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жила коварная Баба Яга, и озорные невылупившие-ся птенцы. Музыка рисует нам старинный

    средневековый ножках. Так художник

    изобразил щипцы для орехов.

    Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?

    Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.

    (Ответы детей)

    · как...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены