Инновационная политика России

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Инновационная политика России

    Министерство образования Российской Федерации

    Московский авиационный институт

    (государственный технический университет)

    Гуманитарный факультет

    Кафедра психологии, социологии и социального менеджмента

    Реферат

    по дисциплине

    Инновационный менеджмент

    на тему Инновационная политика России

    Выполнила:

    Проверила:

    Аксименко Н. К.

    Москва-2005

    Содержание.

    Введение.

    Глава 1. Национальная инновационная система России.

    1.1.

    Инновационная политика в научной среде.

    1.2.

    Инновационная политика в предпринимательской среде.

    Глава 2. Технологические инновации и инновационная политика.

    2.1.

    Инновационная политика государства.

    2.2.

    Механизмы передачи знаний.

    Заключение.

    Список литературы.

    Введение.

    Одним из главных показателей развития научной и технологической сфер является технологическая конкурентоспособность. Достаточно высокий научный и технологический потенциал

    обеспечивают формирование современной инновационной системы. Но в России пока этот потенциал не обеспечивает формировании инновационной системы.

    Поэтому возникает важный вопрос о формировании инновационной политики в России.

    Цель работы рассмотреть инновационную политику России.

    Задачи исследования:

    Рассмотреть инновационную политику в научной среде.

    Рассмотреть инновационную политику в предпринимательской среде.

    Охарактеризовать технологические инновации.

    Описать механизмы передачи знаний.

    Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Глава 1. Национальная инновационная система России.

    1.1.

    Инновационная политика в научной среде.

    Структура российской науки, показатели которой выглядят достаточно благополучно, продолжает соответствовать мировым стандартам. Сумма долей в общей численности исследований

    государственного сектора и сектора высшего образования в России в 2002 году составляла 33.8%. соответствующий показатель по ОЭСР в 2000 году был равен 33%. Существенная доля научных

    статей в изданиях мирового значения в России (63,5%) приходится на такие науки, как физика и химия. В США указанные науки давали в сумме 18%. Высокая доля публикаций по физике и химии

    в России во многом является результатом низкой доли публикаций в области медицины и биологии.

    В то же время доля затрат российского федерального бюджета на НИР в сфере производства самая высокая среди стран «восьмерки» и в три раза превышает аналогичный показатель в

    США.

    Однако несмотря на это в России довольно низкий инновационный потенциал. Коэффициент изобретательской активности – количество поданных резидентами заявок на изобретения на 1

    миллион человек – в нашей стране примерно в 3-4 раза ниже, чем в Германии и США, и в 18-19 раз ниже по сравнению с Японией.

    В России изобретательская активность падает по мере приближения к концу научно-технологической «цепочки». В структуре затрат опытно-конструкторские работы занимают 67% - больше,

    чем во многих развитых странах. Но количество действующих патентов на изобретения в 2002 году более чем в 7,5 раза превосходило число свидетельств на полезные модели.

    Наша страна существенно отстает от развитых стран по доле затрат на исследования и разработки в ВВП. Доля затрат на науку в ВВП в 2002 году составила 1,16%, что примерно вдвое

    меньше среднего показателя по ОЭСР. Но здесь важно отметить то, что в промышленно развитых странах львиную долю расходов на НИР берет на себя промышленность, а у нас

    предпринимательский сектор обеспечивает только 19,6% общих расходов на науку.

    В промышленно развитых странах для достижения государственных целей при взаимодействии государства, науки и промышленности используются три основных инструмента.

    Первый – государственный контракт, который применяется, если приобретение государством результатов НИР приносит ему непосредственную выгоду или пользу.

    Второй, наиболее распространенный инструмент, - грант. Он лицензирует иную форму отношений между государством и научно- исследовательским сектором, а именно – поддержку или

    стимулирование государством научных исследований и разработок – финансами, собственностью, услугами.

    Именно эту форму используют наши научные фонды – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).

    Третий, очень важный институциональный инструмент – кооперативное соглашение. В нем государству принадлежит право контроля за проведением работ, четко распределяются права и

    вклад участников соглашения.

    В нашей стране доминирует доктрина прямой поддержки прикладных исследований и разработок. На масштабы проведения исследований и разработок в предпринимательской среде

    существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования инвестиций в научно-исследовательскую деятельность. Эти методы, получившие широкое распространение в мире,

    включают: налоговые послабления; займы по сниженным процентным ставкам; финансовую поддержку процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и высших

    учебных заведений.

    Для ориентации научно-технического сектора на решение задач инновационного развития страны требуется проведение ряда мер. Выделим среди них наиболее важные:

    Необходимо разработать правовую и институциональную базу использования государственных контрактов, грантов и кооперативных соглашений; определить границы использования разных

    институциональных инструментов; разработать стандарты независимой научной экспертизы и принять их в качестве юридической формы.

    Необходимо реформирование программирования в зонах традиционной ответственности государства.

    Приведение системы финансирования государственных научных организаций в соответствие с осуществляемой ими деятельностью.

    Оценка качества научно-исследовательской деятельности организации должна производиться исходя из двух критериев – качества проводимых НИР и их соответствия проблемной ориентации

    организации.

    2.2. Инновационная политика в предпринимательской среде.

    В России вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составляет 8,5% (в промышленности – 7,1%). Только 4% продукции является инновационной. Это следствие низкого

    уровня предпринимательской активности в области инноваций. В странах ОЭСР доля

    инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%.

    Основные ресурсы инновационной деятельности сосредоточены в организациях частной либо смешанной форм собственности.

    В области технологических инноваций прослеживается тенденция снижения уровня инновации с ростом размера предприятия. В «усредненных» организациях-гигантах (более 1000 занятых),

    доля инновационной продукции в три с половиной раза меньше, чем в малых (до 49 занятых) организациях. Инновационная активность

    малых организаций с численностью работников до 49 и с 50 до 99 человек составляла соответственно 7,04 и 7% в 2002 году при средней доле

    инновационно активных предприятий по России 8,5%.

    Поэтому государственная политика по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности российских предприятий должна быть дополнена рядом направлений. А

    именно:
    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены