Пушкин А.С. "Каменный гость" (Литературоведческий анализ одной из маленьких трагедий)

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Пушкин А.С. "Каменный гость" (Литературоведческий анализ одной из маленьких трагедий)

    Белый А.А.

    http://white.narod.ru/

    white@narod.ru

    Пушкин А.С. "Каменный гость"

    Литературоведческий анализ одной из маленьких трагедий

    Ни Геродота, ни Тита Ливия, ни Григо­рия Турского нельзя упрекать за но надо ли говорить, что не

    к этой суе­верной идее повседневного вмешатель­ства Бога хотели бы мы снова привес­ти человеческий ум.

    П.Я.Чаадаев

    "Каменного гостя" как драмы наказания оказалась столь же устойчивой, сколь и бесп­лодной. "Каменный гость" до сих

    пор остается наиболее трудно ин­терпретируемой вещью если не во всей пушкинской драматургии, то среди маленьких трагедий. Задачу анализа видели в том, чтобы до­казать вину Дон Гуана и,

    стало быть, оправданность наказания ка­менным истуканом.

    Непротивление критики парадигме наказания легко объяснимо; смертельное пожатие каменной десницы воспринимается как осущест­вление воли Высшего Судии. Соблазн такого прочтения

    понятен, но

    оно, однако, может быть именно соблазном, т.е. прочтением ошибоч­ным. Уже сам Белинский успел заметить, что при его подходе "Ка­менный гость" становится не нужен, а Пушкин выглядит

    несколько глуповато, т.к. вводит deus ex machina и тем нарушает очевидное правило драматургии. Пушкина же вмешательство потусторонней си­лы не только не смущало, наоборот, он,

    по-видимому, считал, что средоточие смысла стягивается именно к Каменному гостю, что и отразил названием пьесы. Так что с преступлением и наказанием все не так просто и нужен какой-то

    иной подход к этой вещи.

    В заметке о критике Пушкин писал; "Она основана на совершен­ном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на

    деятель­ном наблюдении современных замечательных явлений" (1,с.111). Сей-

    час подчеркнем последний тезис, предполагающий, что художествен­ное произведение является откликом писателя на проблематику вре­мени, а не просто плодом свободной фантазии художника;

    критик же должен суметь выделить из всех других то явление, которое было предметом специфического внимания писателя при создании данного произведения. Из этого тезиса и вытекает наша

    задача - попытать­ся, хотя бы на уровне "тепло" - "холодно", приблизиться к понима­нию того, что имел в виду Пушкин под "современным замечательным явлением", и частного аспекта его,

    отразившегося в "Каменном гос­те".

    Не подражай: своеобразен гений.

    Е.Баратынский

    Теперь вернемся к другому пункту пушкинской заметки о критике, касающемуся "глубокого изучения образцов", коими мог пользовать­ся автор. Это замечание допускает разные трактовки и

    может быть понято как указание на то, что литературное произведение не является самодостаточным, содержит в себе скрытые отсылки к другим про­изведениям, "образцам", необходимым для

    понимания авторской мыс­ли. Этот принцип должен быть справедлив и в отношении произведе­ний самого Пушкина, "Каменного гостя", в частности. Однако, иссле­дователь этой пьесы

    сталкивается с парадоксальным фактом: ее лите­ратурная история оказывается как бы чужой, излишней, не пролива­ющей никакого дополнительного света на пушкинский текст (2,с.569). Другими

    словами, остается невыясненным, в каком поле идей двига­лась пушкинская мысль. Неуловимость историко-литературного кон­текста не означает его отсутствия, но заставляет предположить, что

    "образцы", использованные Пушкиным, нужно искать на других литера­турных перекрестках.

    Обработанная Тирсо де Молина, легенда перенеслась из Испании в Италию, откуда перекочевала с бродячими актерскими группами во Францию. Успех "Каменного гостя" итальянской Commedia

    dell arte был настолько велик, что "парижская публика сроднилась с Дон-Жуаном и жаждала видеть своего любимца на сцене в новых переделках.

    В угождение этому желанию, в продолжение одиннадцати лет, в Пари­же и провинции появились три посредственные обработки легенды о Дон-Жуане, которыми отдельные театры старались

    заманить к себе публику, и бессмертный "Festin de Pierre" Мольера (3). О генезисе мольеровского Дон Жуана Пушкин знал, по крайней мере, со ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены