Звукопись, как особый художественный приём поэтической речи

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Звукопись, как особый художественный приём поэтической речи

    ГОУ ЦО №1927 ВОУО ДОМ

    Солодухин Владимир Олегович

    Звукопись как особый художественный приём поэтической речи

    Реферат

    Итоговая аттестационная работа по литературе за курс основной средней школы.

    Руководитель

    к. п. н.

    Фролова Елена

    Евгеньевна

    МОСКВА

    2006

    Содержание

    Обоснование выбора темы исследования

    § 1 Виды звукописи и её функции

    § 2 Использование звукописи в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Заключение

    Приложения

    Библиография

    Мне нравится поэзия, я люблю не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, т.е. разбираться в ярких образах, созданных поэтом. Для этого необходимо быть

    внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого вида искусства, который сродни музыке, важно и само звучание, фонетический облик слова. Я заинтересовался звукописью, как

    художественным приёмом, во-первых, потому что он помогает по-особому «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно о

    звукописи при изучении произведений в школе говорят достаточно мало.

    Мне стало интересно, какие существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приёму и для чего. Мне захотелось найти примеры звукописи в известных художественных

    произведениях русских, в частности в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», определить её (звукописи) роль в произведении. Этому я и посвятил свою работу.

    Звукописью пользовались и пользуются в настоящее время самые разные люди – прежде всего поэты, писатели, но ещё ее можно встретить в лозунгах политических партий и рекламных

    текстах. Но что такое звукопись? Этому термину можно дать несколько определений. В Большой советской энциклопедии сказано, что это «использование вторичных звуковых признаков речи для

    выражения различных эмоций, дополнительных смыслов ит.п.» В поэтическом словаре А. П. Квятковского говорится о том, что

    звукопись -

    это условный термин для одного из видов

    инструментовки стиха

    , который устанавливает соответствие фонетического состава фразы изображенной картине. В. Холшевников пишет: "В отличие от рифмы, повторяющейся регулярно, звуковые повторы

    внутри стиха то появляются, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда "нейтральных" в звуковом отношении стихов возникают явно слышимые

    повторы, стих заметно выделяется".

    чер.

    Взморье.

    Вздохи

    ветра.

    личавый

    возг

    лас

    во

    лн.

    Бл

    изко

    бу

    ря, в

    бе

    рег

    бьется

    уждый

    ча

    рам

    че

    рный

    челн...

    уждый

    чи

    стым

    ча

    рам

    сча

    стья,

    елн

    томленья,

    челн

    тревог

    Бр

    осил

    бе

    рег,

    бьется с

    бу

    рей,

    Ищет

    светлых

    снов

    че

    ртог...

    (К.Бальмонт

    В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть

    писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых выше определений, можно попытаться дать более общее определение этого литературоведческого термина. Звукопись –

    это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

    Звукопись создаётся самыми разными приёмами. Один из таких приёмов –

    аллитерация. Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

    Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира.

    Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор,

    характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

    В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

    Трубы

    трубят в Нове

    граде,

    стоять

    стязи в Пу

    тивле...

    Звукосочетания «тр» и «гр» создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание «ст»

    дает ощу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены