Предпосылки возникновения и этапы развития науки

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Предпосылки возникновения и этапы развития науки

    Российский Государственный Гуманитарный

    Университет

    Калужский филиал

    Реферат

    Тема: «Предпосылки возникновения и этапы развития науки»

    Учебная дисциплина «Концепция современного естествознания»

    Студент: Карасев Андрей Викторович

    Группа: ЭЗПС

    Преподаватель Дронов Александр Иванович

    Оценка «_______________»

    Калуга – 2000

    План

    Введение

    …3 стр.

    Что такое

    естествознание?

    …5 стр.

    Характерные черты

    науки

    …6 стр.

    Отличие науки от других отраслей

    культуры

    …8 стр.

    Наука и

    религия

    …8 стр.

    Наука и

    философия

    …9 стр.

    Эволюция и место науки в системе

    культуры

    …10 стр.

    Выводы

    …11 стр.

    Список

    литературы

    …12 стр.

    Введение

    Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевро­пейской цивилизации в XVI — XVII веках. Она появилась не на

    пус­том месте. Немецкий философ К. Ясперс говорит о двух этапах ста­новления науки.

    I этап: «становление логически и методически осознанной на­уки — греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии». II этап: «возникновение современной

    науки, вырастающей с конца средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.» (К. Яс­перс. Смысл и назначение истории - М., 1994.- С.

    100).

    Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов

    познания, категорий и методов.

    Социальным стимулом развития науки стало растущее капи­талистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для осуществления этих потребностей и

    пона­добилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые сущест­венно отличались от тех, на которые ориентировались ученые

    древности.

    Греческая наука была умозрительным исследованием (само слово теория в переводе с греческого означает умозрение), мало свя­занным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не

    нуж­далась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориента­ция на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука

    признава­лась низменной.

    Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве спо­соба увеличения благосостояния населения и обеспечения господ­ства человека над природой. Декарт писал: «Возможно вместо

    спе­кулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем,

    чтобы мы добыли познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это по­знание (элементов, стихий) будет таким же точным,

    как наше зна­ние разнообразных видов деятельности наших ремесленников. За­тем мы таким же путем сможем реализовать и применить эти по­знания для всех целей, для которых они пригодны, и

    таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозя­евами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждение о методе. Избр. произв.- М., 1950.- С. 305).

    Современник Декарта Ф. Бэкон, также много сил потратив­ший для обоснования необходимости развития науки как средства покорения природы, выдвинул знаменитый афоризм: «Знание — сила».

    Ф. Бэкон пропагандировал эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то, чтобы пытать мать-при­роду. Именно пытать. Определяя задачи экспериментального

    ис­следования, Ф. Бэкон использовал слово «inquisition», имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследования», «след­ствия» до «пытки», «мучения». С помощью такой научной

    инквизи­ции раскрывались тайны природы (сравни русское слово «естест­воиспытатель»).

    Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следую­щими двумя чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; 2) господство аналитического подхода,

    направляющ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены