Общественное движение "Просвещение"

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Общественное движение "Просвещение"

    Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и

    Америки,

    связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием

    разложения феодальных и утверждения капиталистических

    производствен-

    ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж-

    ду "славной революцией" 1688 г,

    в Англии и революцией 1789-1790

    гг,

    во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-

    тве,

    политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в исто-

    рии общественно-политической мысли и общественного движения.

    При всем

    разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в

    его оценке как передового,

    новаторского явления,

    Например, Имманунл

    Кант

    понимал

    Просвещение как попытку использовать разум в интересах

    морального и интеллектуального раскрепощения личности,

    а Фридрих Эн-

    гельс

    усматривал

    в нем идеологическую подготовку буржуазных револю-

    ций.

    Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде-

    алисты,

    сторонники рационализма (признававшие разум основой познания

    поведения людей),

    сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже

    Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила

    неизбежный

    прогресс человечества,

    другая - рассматривала историю

    как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве-

    тителей

    не мешали большинству из них оставаться противниками насилия

    и революций.

    Их индивидуализм поразительным образом уживался с

    кол-

    лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму-

    низма.

    Как течение

    общественной мысли Просвещение несомненно представ-

    ляло собой некое единство.

    Заключалось оно в

    особом

    умонастроении,

    интеллектуальных склонностях и предпочтениях.

    Речь идет прежде всего

    о целях и идеалах Просвещения,

    таких,

    как свобода, благосостояние и

    счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаме-

    нитом вольнодумстве,

    критическом отношении к авторитетам всякого ро-

    да, не приятии догм.

    Именно разномыслие прооветителей,

    объедененных общими целями

    идеалами,

    явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео-

    ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними

    рождались и

    оттачивались современные концепции прав человека и гражданина,

    граж-

    данского обццества и плюралистической демократии,правового

    государс-

    тва

    разделения властей,

    рыночной экономики и этики индивидуализ-

    ма.За попытки пренебречь этим наследием народы

    многих

    стран

    дорого

    поплатилноь в XIX и XX вв.

    Просветители вовсе не были

    мечтателями,витающими

    облаках.Их

    духовные

    запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло-

    бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной

    дея-

    тельности,

    видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику

    - 2 -

    правительств.Почти все они пользовались

    известностью

    как

    писатели,

    публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.

    Просветители происходпли из разных классов и сословий:

    аристок-

    ратии,

    дворян,

    духовенотва,

    служащих,

    торгово-промышленных

    кру-

    гов.Разнообразны были и условия,

    в которых они жили.В XVIII в. ниве-

    лирующее

    воздействие

    цивилизации

    едва

    ощущалось,

    и народы сильно

    отличались по уровню экономического развития,

    политической организа-

    ции и культурным традициям.

    Все это с неизбежностью приводило к раз-

    личиям во взглядах просветителей.

    В каждой

    стране

    просветительское

    движение несло печать национальной самобытности.

    В Англии в ХVII-ХVIII вв.

    после революции

    гражданских

    войн

    сгладились

    вопиющие

    противоречия.Развитие парламентаризма привело к

    упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира-

    жей периодических изданий способствовал повышению культурного и обра-

    зовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет,

    книг,

    произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию

    культуры,

    которая освободила творцов от унизительной зависимости

    от

    государства, церкви, меценатов и прочего.Эти...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены